Можно ли провести снятие ранее учтенного ЗУ?

Довольно часто граждане сталкиваются с вопросами, которые имеют юридический подтекст и не позволяют разрешить возникшие противоречия без обращения к специалисту.

Более того, к специалисту, который поможет подготовить необходимый пакет документов и достойным образом представить ваши интересы в государственных органах или даже в суде.

Одной из таких непростых проблем является вопрос снятия земельного участка с государственного кадастрового учета. Несмотря на кажущуюся простоту, на практике эта ситуация вызывает множество сложностей.

Вся земля, которая находятся на территории РФ, ставится на кадастровый учет. Эти сведения об участках систематизируются и вносятся в Государственный кадастр недвижимости. В процессе использования участка его площадь, назначение и иные технические характеристики могут претерпевать изменения.

Все эти изменения должны быть отражены в кадастре, так как в противном случае они будут признаны незаконными. Речь может идти, например, о разделе одного объекта недвижимости на 2 равнозначных.

При этом первый, большой участок должен подлежит снятию с кадастрового учета, а два новых — наоборот, будут подлежать постановке на учет.

Основным нормативным актом в вопросе снятия земельного надела с учета является ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Закон содержит положения относительно компетенции уполномоченных органов и отвечает на вопрос, почему снимают наделы с учета.

Последствия снятия ЗУ с кадастрового учета заключаются в одном простом правиле: снимать земельный участок с учета без его последующей регистрации в качестве нового объекта недвижимости нельзя.

Участок, который был снят с учета не должен «потеряться»; вместо него либо появляются новые земли, либо он после смены некоторых характеристик вновь получит свой кадастровый номер.

Что значит снять с учета земельный участок

О том, как снять земельный участок с кадастрового учета, расскажем ниже.

В Государственный кадастр недвижимости могут быть внесены изменения, в соответствии с которыми определенный земельный надел или части участка земли исключаются из него по объективным причинам.

Таких оснований несколько:

  • участки, которые сформированы из земель государственного или муниципального значения и на которые не были зарегистрированы какие-либо права и обременения («временные» участки);
  • участки, которые были поставлены на учет более 2 лет назад, но за это время никаких регистрационных действий в отношении прав аренды или собственности их пользователями произведено не было;
  • снятие участка ранее учтенного, то есть участок претерпевает преобразования по изменению площади (например, делится, расширяется и т. д.);
  • на участок более года после постановки на «временный» учет не производилась регистрация вещных прав.

Как видим, круг оснований для снятия ограничен и расширительному толкованию не подлежит. То есть по иным причинам регистрационный орган снимать надел с учета не будет.

Еще одним основанием для исключения участка из кадастра является вступившее в законную силу решение суда. Довольно часто такой акт требуется не для того, чтобы снять участок с учета по основаниям, предусмотренным законом, а для того, чтобы отказаться от него в связи с неиспользованием.

Например, по решению суда сняли надел земли с учета в ГКН для того, чтобы правообладатель перестал нести налоговое бремя. В этом случае собственник земельного участка обращается в суд с заявлением и доказательствами, что земельный участок не используется им по назначению.

Здесь можно {amp}gt;{amp}gt; Задать свои вопросы юристу (бесплатно).

Что значит снять с учета земельный участок

Снимать с кадастрового учета земельные наделы, уполномочен Росреестр в лице своих территориальных органов по месту нахождения участка. Однако заявитель по своему усмотрению вправе выбрать один из 4 вариантов обращения:

  1. Непосредственно в Росреестр посредством личного посещения госоргана и подачи всего пакета документов. В этом случае заявитель может воспользоваться и услугами представителя. Обязательное требование — наличие подтвержденных полномочий.
  2. Направления бумаг почтой. Как правило, это делается в виде заказного письма.
  3. Посещение МФЦ. В часы работы организации заявитель предоставляет собранный пакет документов оператору и получает на руки расписку об их принятии.
  4. Подавать заявление через официальный сайт Росреестра в разделе «Электронные услуги». В этом случае гражданину или организации понадобится усиленная квалификационная подпись, так как иным способом подписать поданные документы невозможно.

Вне зависимости от выбранного способа, пакет документов будет одинаков для всех заявителей. Различия законодатель делает лишь в групповой принадлежности к физическим лицам либо организациям.

Документы, которые предоставляются гражданами:

  1. Заявление на снятие участка с кадастрового учета. Оно заполняется в соответствии с образцом, предоставленным на выставочном стенде в Палате или в МФЦ в количестве 1 шт. и передается лицу, принимающему документы.
  2. Паспорт заявителя (оригинал).
  3. Правоустанавливающие документы на земельный надел. Если в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о данном участке, то заявитель должен предоставить еще и копию правоудостоверяющего документа.

Документы, которые предоставляются организациями:

  1. Заявление о снятии с учета в 1 экземпляре.
  2. Паспорт заявителя (оригинал).
  3. Копия доверенности на право представления интересов организации.
  4. Правоустанавливающие документы на земельный надел.
Предлагаем ознакомиться  Замена ИНН при смене фамилии через Госуслуги

Важно! Никаких других документов уполномоченное лицо требовать от заявителя не вправе, так как этот перечень бумаг является закрытым. При возникновении вопросов относительно участка, они должны разрешаться путем межведомственного взаимодействия.

Вся процедура снятия с кадастрового учета земельного участка, условно делится на несколько этапов:

  1. Прием и регистрация поданных заявителем документов. На этой стадии заинтересованное лицо посещает государственный орган и сдает весь пакет бумаг. Уполномоченное лицо производит первичную проверку документов и выдает заявителю расписку о его принятии, в которой указывается дата готовности бумаг. Если документы были направлены по почте, то Росреестр также обязан выдать расписку об их получении, которая приходит заявителю заказным письмом.
  2. Второй этап заключается в том, что оператор вводит в единую базу Государственного кадастра недвижимости все сведения об этом участке, если они там не содержались или какую-либо дополнительную информацию, если она подлежит корректировке в связи с подачей заявления о снятии участка с учета.
  3. На этом этапе производится проверка всех поданных документов на соответствии установленным требованиям законов. Именно в этой ситуации и выявляются основания для отказа в проведении процедуры снятия участка с кадастрового учета.
  4. Этот этап подводит итоги всей работы уполномоченных лиц государственного органа и позволяет принять решение либо об отказе в проведении процедуры регистрации, либо о приостановлении учета, либо о проведении процедуры снятия с учета.

Процедура снятия земельного надела с кадастрового учета отличается систематичностью и длящимся характером.

Именно поэтому заявитель на этапе подачи заявления (если речь не идет о грубом несоответствии предоставляемых документов требованиям законодателя), не может быть уверен, что государственная регистрация закончится снятием с кадастрового учета земельного участка.

Сроки выполнения

Со дня подачи необходимого пакета документов для снятия с регистрационного учета земельного участка должно пройти не мене 18 рабочих дней, прежде чем Росреестр примет решение относительно судьбы надела.

Если уполномоченным лицом было принято решение о снятии участка с учета, то не позже 3 рабочих дней все изменения вносятся в Государственный кадастр недвижимости. Заявителю в кадастровую палату ничего передавать не нужно; все осуществляется в порядке информационного взаимодействия между государственными органами.

Кадастровая услуга по снятию участка с учета бесплатна. Ни граждане, ни организации не платят государственную пошлину при обращении.

  1. С заявлением обратилось ненадлежащее лицо (например, не имеющие право представлять интересы организации).
  2. Земельный участок не является объектом собственности, государственный учет которого уполномочен осуществлять Росреестр.
  3. Пакет представленных заявителем документов не соответствует требованиям законодателя.
  4. Участок земли не может быть преобразован и в связи с этим снимать участок с учета не представляется возможным.
  5. Заявитель не устранил выявленные нарушения в течение 3 месяцев с момента отказа ему в снятии участка с учета.

Решение уполномоченного органа об отказе должно быть выдано заявителю на руки и иметь мотивировочную часть, а также сроки устранения всех недостатков. Этот акт заявитель вправе обжаловать как в вышестоящий орган, так в суд.

По результатам рассмотрения поданного заявления о снятии земельного надела с учета, заявителю может быть выдан на руки один из 2 документов:

  1. Решение об отказе в снятии.
  2. Кадастровая выписка, в которой указана дата снятия с учета.

Здесь можно {amp}gt;{amp}gt; Как и где можно заказать кадастровую выписку.

Никаких других документов заявителю на руки не выдают. Кроме того, с выпиской ему никуда идти не надо, так как все изменения в кадастр будут внесены уполномоченным оператором.

Таким образом, процедура снятия участка с кадастрового учета направлена, прежде всего, на упорядочение и систематизацию все земельных наделов, расположенных на территории РФ.

В случае необоснованного отказа в ее проведении заявитель вправе обжаловать все решения государственного органа и защищать свои права либо в вышестоящей инстанции, либо в суде. При необходимости, земельные участки будут сняты с кадастрового учета уполномоченными органами по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Получите бесплатную юридическую консультацию

Понятие кадастрового учета

Постановка на кадастровый учет и снятие с учета земли происходит в рамках кадастровой деятельности. После формирования участка земли и регистрации объекта в государственных органах он не только получает конкретные границы, описание характеристик. Также каждому земельному участку присваивается уникальное идентификационное обозначение – кадастровый номер.

Конкретный кадастровый номер может принадлежать только одному конкретному участку и содержит набор цифр, описывающих его территориальное местоположение по строгой системе.

Кадастровый учет позволяет вести единую базу данных в отношении объектов недвижимости, систематизировать и упорядочить единообразие регистрационных действий в этой сфере. Постановка участка на учет и присвоение ему уникального кадастрового номера позволяет выделить каждый конкретный участок как самостоятельный объект правоотношений для совершения с ним в дальнейшем юридически значимых действий.

Как происходит снятие с кадастрового учета земельного участка: основания и порядок действий

  • порчи плодородного слоя почв из-за причин техногенного характера;
  • размыва русла рек;
  • обрушения оврага и т.п.
Предлагаем ознакомиться  Сколько длится процедура банкротства физического лица

В перечисленных и иных случаях правообладатель ЗУ продолжает уплачивать земельный налог, не имея возможности пользоваться участком до того момента, пока не снимет его с кадастрового учета.

Уплата аренды прекращается также в момент официального оформления снятия ЗУ с учета. Кто имеет право? Данные юридические действия проводятся в кадастровой палате по месту расположения ЗУ. Проявить инициативу может только:

  • собственник участка;
  • иной титульный владелец, в том числе – арендатор;
  • администрация населенного пункта.

Собственник обращается лично или отправляет заявление по почте. Вместо него может действовать представитель, только по предъявлении нотариально удостоверенной доверенности.

В ином случае вновь созданные участки будет невозможно зарегистрировать, им не будет присвоен кадастровый номер, и они не смогут выполнять свои функции. Использование таких участков будет незаконным.

Что значит снять с учета земельный участок

Кто имеет право обратиться с заявлением о снятие участка с госрегистрации? Правовой акт о снятии с учета проводится в кадастровой палате, находящейся в регионе, где расположен данный участок земли.

Инициировать процедуру извлечения с Госреестра ЗУ могут следующие субъекты:

  • владелец земельного надела;
  • арендатор или иной титульный владелец;
  • административный орган конкретного населенного пункта.

Землевладелец обращается с заявлением, которое подает лично, или отправляет документ почтой в форме заказного письма.

Допускается обращение с данной просьбой через своего представителя, который должен иметь на руках соответствующую доверенность. На основании гл.

Сроки Рассмотрение заявления и приложенных к нему документов длится по закону 18 календарных дней.

Именно в течение этого времени при положительном результате все сведения об участке должны быть исключены из Росреестра.

Если в числе документов потребуется акт обследования участка, то нужно прибавить еще несколько дней, поскольку акт составляется только при участии кадастрового инженера.

Внимание

Если процедура про водится по решению суда, то сроки здесь иные. Понадобится приблизительно 2-3 месяца, в зависимости от ситуации. Но в этом случае потребуется всего 2 документа: заявление и решение суда, где есть отметка о вступлении в силу.

Последствия После снятия участка с учета он прекращает свое существование как единица недвижимости, которая стояла на учете в Росреестре. Таким образом, на этот участок нельзя оформить право собственности.

Как снять земельный участок с кадастрового учета? Предварительные действия заключаются в сборе пакета документации, которая удостоверяет правомерность проведения обозначенных действий. Для этого требуется:

  1. При реорганизации ЗУ провести межевание одного вновь возникшего путем слияния участка, или нескольких наделов появившихся в результате разделения предшествующего ЗУ.
  2. При гибели земель – пригласить кадастрового инженера для составления акта об уничтожении функциональных свойств ЗУ.

Если земли находятся в аренде у муниципалитета – на основании составленного акта требуется получить акт о признании ЗУ не подлежащем использованию. Куда обращаться? Данную юридическую процедуру можно совершить в регистрирующем органе населенного пункта, ближайшем к месту расположения надела. Например, в кадастровой палате или многофункциональном центре (МФЦ).

Для заявления подобного рода существует специальный бланк, который предусматривает несколько важных разделов:

  • название инстанции, куда подается документ;
  • личные данные (в соответствии с паспортом) заявителя;
  • причина, по которой предстоит снятие с учета;
  • число, месяц, год, подпись.

При подаче заявления доверенным лицом в бумаге следует указать реквизиты доверенности и личные данные представителя.

  • Написать исковое заявление по установленной форме, в котором отражаются обстоятельства дела, требующие снятия ЗУ с кадастрового учета и причины, по которым был получен отказ Росреестра.
  • Уплатить государственную пошлину в размере 300 рублей.
  • Приложить к заявлению пакет документации, предъявляемой ранее в Росреестр, официальную выписку об отказе регистрационной процедуры и квитанцию об уплате пошлины.
  • В назначенный мировым судьей день участвовать в заседании суда, обозначив перед судебной коллегией причины обращения и просьбу о снятии ЗУ с учета.
  • Получив положительное решение суда в виде выписки, передать его в регистрирующий орган для продолжения регистрационной процедуры.
  • При вынесенном отрицательном решении, подать апелляцию в областной суд.
  • Исковое заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета.
  • заявление, составленное с учетом законных требований;
  • правоустанавливающий документ;
  • свидетельство о праве собственности на данный надел (оригинал) и документ, разрешающий проведение процедуры снятия;
  • при реорганизации подается отчет кадастрового специалиста, который осуществлял размежевание или слияние;
  • при «гибели» участка земли нужен акт кадастрового инженера, свидетельствующий о причине (пожар, природная или техногенная катастрофа);
  • доверенность и документы, удостоверяющие личность представителя, если владелец земли по уважительной причине не может сам заниматься данной процедурой;
  • документы, свидетельствующие о правомерности обременения вещного права, если оно установлено в пользу заявителя;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины (ее размер может быть разным, в зависимости от региона, в среднем – это 2,5 тыс.

По каким причинам могут отказать в снятии с учета? Самыми частыми являются следующие 5 причин:

  1. Если снятию с учета мешает невозможность преобразовать земельный участок в соответствии с законными требованиями.
  2. Если заявитель не является лицом, которому разрешено обращаться с вопросом о снятии с учета земельного надела.
  3. В случае если окажется, что данный земучасток не состоит на кадастровом учете.
  4. Поданные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства (неточности, недостоверность, ошибки, исправления, в пакете документов есть недостающие экземпляры).
  5. Если учет земельного участка был приостановлен, но после истечения трех месяцев не были устранены причины приостановки.
Предлагаем ознакомиться  Границы расположения дома на участке

После завершения процедуры снятия ЗУ с учета Госкадастра, он прекращает свои функции.

Снятие с кадастрового учета земельного участка — это удаление всей информации о конкретном земельном участке, который был поставлен на учет. В Российской Федерации большинство объектов недвижимости, в том числе земля, были зафиксированы в Государственном кадастре. Каждый участок получает свой кадастровый номер. Он уникален и не повторяется нигде по всей территории России.

Общие сведения В базе данных содержатся сведения о площади участка, его границах, адрес, категория земли, вид разрешенного использования, собственник и возможные ограничения. Без кадастрового учета невозможно зарегистрировать право собственности на землю. А значит — продать, обменять или подарить такой участок тоже нельзя. Чтобы снять с учета земельный участок, нужны веские причины.

Невзирая на правомерность действий регистрирующего органа, допускается снятие с кадастрового учета земельного участка по решению суда.

Иск будет принят только при условии, когда собственник не способен самостоятельно решить поставленные Росреестром условия.

Например, если недостающий документ можно принести и подать заявку вторично – это не компетенция суда, а правомерное требование специалиста Росреестра. Но если требование регистрирующего органа нарушило права собственника ЗУ неправомерным отказом, или недостающий документ невозможно восстановить, требуется подача иска в районный суд по месту расположения участка.

Кадастровый учет – это внесение специально уполномоченными органами необходимых сведений в кадастр, которые позволяют однозначно идентифицировать объект, подлежащий учету. Недвижимое имущество – это участки землепользования и все, что прочно и неразделимо связано с ними. В кадастр заносится информация о следующих видах имущества:

  • участках землепользования;
  • капитальных строениях;
  • различных типах сооружений;
  • помещениях, имеющих отдельный юридический статус;
  • объектах, строительство которых не завершено.

Правовые аспекты Основным нормативным актом, регулирующим вопросы снятия с учета объектов капитального строительства, является закон № 218-ФЗ.В отдельных случаях возникает необходимость не только поставить объект недвижимости на кадастровый учет, но и снять с него.

В данном материале рассмотрим: как снять снесенный дом с учета, кто может снять, какими нормативными актами регламентирован данный процесс, куда необходимо обратиться, какие документы предоставить, какие действия надо совершить в отношении различных видов недвижимого имущества чтобы снять с кадастрового учета объект недвижимости.

Основные понятия Реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) – это специализированный ресурс, являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), где собрана информация об имуществе, которое признано законом недвижимым, на всей территории страны, а также о границах различных территориальных единиц.

Обращаться в Росреестр с заявлением имеет право собственник ЗУ, арендатор или муниципальные органы, но сделать это только лишь по собственному желанию не выйдет. Круг оснований для этого достаточно четко очерчен, и без явной причины никто не будет снимать участок с учета. Таковых оснований несколько:

  • Участок имеет временный статус, то есть он собран из земель государственного или муниципального значения и на них нет зарегистрированных прав или обременений.
  • На такой «временный участок» не производилась регистрация вещных прав, и он находился в таком состоянии на протяжении пяти лет.
  • ЗУ поставили на учет более двух лет назад, но за прошедший срок пользователь никак не регистрировал их в качестве собственности или аренды.
  • Участок уже был зарегистрирован некоторое время назад, и снимается с учета из-за изменения характеристик: разделение, выделение доли, объединение или перераспределение частей надела.
  • Земли погибли в результате боевых действий, затопления, техногенной катастрофы, разлива рек и др.
  • По решению суда.

Последствия

  1. Снятие с кадастрового учета будет произведено.
  2. Кадастровый учет приостановят.
  3. В снятии ЗУ с кадастрового учета будет отказано.

Если решение окажется положительным, то через три дня все изменения касательного новых характеристик ЗУ внесут в Государственный кадастр недвижимости. Процедура будет проходить без участия заявителя, а только между ведомствами. Ему выдадут кадастровую выписку, где будет указана дата снятия ЗУ с учета. Больше никаких документов и дополнительных шагов не предусмотрено.

Если в заявлении будет отказано, то чтобы снова подать документы на снятие, владельцу придется исправить все ошибки и недочеты. На это ему дается три месяца.

Есть обязательное условие. Участок, который снят с кадастра, должен быть зарегистрирован, как новый объект недвижимости. «Выписывать» землю в никуда запрещено законом. Вместо него должна появиться новая территория с иным назначением, либо должен поменяться кадастровый номер после смены характеристик.