Составляем жалобу грамотно

Унифицированной формы документа в данном случае не существует. Претензии можно излагать произвольно: если вы разместите реквизиты не справа, а слева, или вместо слова «жалоба» напишете «заявление», ошибкой это не будет. Однако лучше руководствоваться общими требованиями к письменным заявлениям.

  • Шапка. В правом верхнем углу необходимо указать от кого исходит (ваши личные данные, включая адрес и контактный телефон) и кому адресована жалоба. Если вы не знаете имя нужного должностного лица, пишите просто «Руководителю {amp}lt;наименование финансово-кредитной организации{amp}gt;».
  • Заголовок. Напишите слово «жалоба» крупными буквами в середине строки.
  • Фактические обстоятельства дела. Изложите, какие права, по-вашему, нарушены, какими действиями или бездействиями банка. Приведите аргументы. Опишите, когда, во сколько и при каких обстоятельствах произошло происшествие, либо когда вы выявили факт правонарушения. Виноват ли кто-то конкретный в случившемся? Если да, укажите фамилию и имя этого субъекта.
  • Приложения. Подкрепите своё негодование письменными доказательствами. Приложите к жалобе копию кредитного договора, квитанцию об оплате той или иной услуги, выписку по счёту и так далее.
  • Требования. Сформулируйте, какого конкретно решения вы ожидаете по своей жалобе: «прошу ликвидировать последствия…», «дать правовую оценку…», «наказать виновных…» и так далее.
  • Дата и подпись. Не забудьте указать, когда была составлена жалоба, а также завизировать её.

При составлении жалобы не стоит сыпать проклятиями и браниться. Лишние эпитеты и детали лишь усложняют понимание, следовательно, затягивают разбирательство.

В любой более-менее крупной кредитной организации есть отдел по работе с претензиями, где, как правило, стараются решать проблемы, не вынося сор из избы.

Исследования показывают, что клиент, который пожаловался и был услышан, становится постоянным и лояльным. Банки дорожат своей репутацией и знают, что если от недовольного клиента просто отмахнуться, он расскажет об этом своим друзьям, а те своим.

Поэтому первое, что нужно сделать при возникновении конфликтной ситуации, обратиться непосредственно в сам банк.

За это время банк проведёт внутреннее разбирательство, разработает пути решения проблемы и предложит их вам в устной (по телефону) или письменной форме.

Как эффективно жаловаться на банк

Как показывает практика, оперативнее всего реагируют на жалобы, поступающие через интернет-ресурсы и по телефонам горячих линий. Их обычно обрабатывают в тот же день.

Взыскание долгов

Действия сотрудников коллекторских агентств регулируются главой 24 Гражданского Кодекса РФ и Федеральным законом №230-ФЗ.

Коллекторы получают право на работу с клиентами финансовых организаций, если они:

  • выкупили права на долг у кредиторов, банк передал долг коллекторам;
  • заключили договор с МФО на оказание услуг по ускорению возврата денежных средств по просроченным кредитам.
Предлагаем ознакомиться  Можно ли курить в общественном месте? И если нет, каков размер штрафа вам придется заплатить?

Законодательством деятельность по взысканию просроченной задолженности ограничена определёнными рамками. Взыскатели могут беспокоить должников, но количество бесед и обращений не должно превышать установленных норм.

Допускается:

  1. Не более 2 телефонных звонков в неделю. Звонить недопустимо в ночное время, т.е. с 22 до 8 часов утра в будние дни и с 20 до 9 часов по выходным.
  2. 1 личный визит еженедельно.

Гражданам следует обратиться с жалобой в государственные органы, если:

  • коллекторы звонят или приезжают чаще допустимого;
  • связываются с родственниками, друзьями или коллегами клиента;
  • угрожают;
  • причиняют вред имуществу или посягают на здоровье должника.

Как эффективно жаловаться на банк

В ходе подготовки заявления на коллекторское агентство рекомендуется записывать и сохранять все разговоры со взыскателями, проходящие по телефону и при очных встречах. По возможности нужно собрать показания свидетелей, которые смогут подтвердить неправомерность действий по взысканию, а также следует обязательно уточнить и зафиксировать ФИО и должность собеседника, наименование организации, от имени которой действует специалист. Будет не лишним уточнение полномочий коллектора в самом агентстве.

Если жалоба гражданина сопровождена объективными доказательствами, то она с большей вероятностью повлечёт возбуждение дела против нарушителей.

Банки.ру и другие народные рейтинги

Повторимся, банки дорожат репутацией и не любят публичных разбирательств.

Во многих финансово-кредитных организациях есть специальные сотрудники, отслеживающие отзывы и отвечающие за обратную связь. Если такой работник увидит в интернете жалобу на банк, который представляет, то постарается максимально быстро отреагировать. Ваше сообщение передадут ответственным лицам либо подскажут вам алгоритм действий.

Один из наиболее авторитетных ресурсов в этом плане — информационный портал «Банки.ру». Он запущен в 2005 году и на сегодняшний день является одним из самых цитируемых финансовых медиаресурсов Рунета.

Название говорит само за себя: на сайте вы найдёте рейтинги российских банков по уровню обслуживания и качеству услуг, рейтинги самых доходных вкладов и рейтинги кредитов с самими низкими ставками.

Контролирующие госорганы

Эксперты рекомендуют гражданам начинать защиту своих интересов с обращения в банк или МФО, в которой они изначально взяли кредит. Финансовая организация, осуществляющая кредитование, не имеет права раскрывать третьим лицам личные данные клиентов, зачастую достаточно написать заявление на отзыв персональных сведений, чтобы действия по активному взысканию задолженности прекратились.

Если банк не отозвал личные данные у коллекторского агентства после обращения клиента, то следующим шагом гражданина может стать обращение в Роскомнадзор и Роспотребнадзор. Заявление в Роскомнадзор особенно эффективно, если должник хочет пресечь звонки от взыскателей его родственникам и друзьям.

Предлагаем ознакомиться  Жилищная инспекция: жалоба на управляющую компанию, как написать жалобу в жилищную инспекцию

Обратите внимание! Несмотря на строгие запреты, многие коллекторы превышают свои полномочия. Это обусловлено тем, что специалисты получают хороший процент от каждой взысканной суммы. Иногда достаточно простого обращения к руководству агентства, чтобы пресечь незаконные действия со стороны их сотрудников.

Если заявления о нарушении покоя не принесли желаемых результатов, то пострадавшему необходимо пожаловаться на коллекторов в прокуратуру или полицию. Прокурор на основании обращения назначит прокурорскую проверку работы агентства.

Обращение в ОВД

Следует незамедлительно обращаться с заявлением в полицию на коллекторов, если взыскатели угрожали или намеренно нанесли вред имуществу и здоровью должника, а также в случае их незаконного проникновения в жилое помещение.

Подать подготовленные документы можно в отделение ОВД по месту регистрации коллекторской компании или по месту жительства заявителя. После регистрации заявления от пострадавшего, сотрудники полиции обязаны принять решение в течение 10 дней. В результате могут быть возбуждены уголовные дела о мошенничестве, вымогательстве или хулиганстве, в зависимости от допущенных нарушений. Если полиция откажет в возбуждении дела, то допустимо обжаловать данное решение в судебном порядке.

Жалоба на коллекторов в полицию должна содержать следующую информацию:

  1. ФИО и должность сотрудника, которому адресован документ.
  2. Реквизиты отделения ОВД.
  3. Подробное изложение событий, которые вынудили обращаться за защитой.
  4. Точное наименование и адрес коллекторской фирмы, ссылки на статьи Уголовного кодекса, по которым сотрудники агентства могут быть привлечены к ответственности.
  5. Требования заявителя по защите и восстановлению его гражданских прав.
  6. Список прилагаемых доказательств, которые подтверждают описанную ситуацию.

Ассоциация российских банков и финансовый омбудсмен

Ассоциация российских банков — это негосударственная некоммерческая организация, учреждённая в 1991 году. В её состав входят 522 члена, в том числе 350 кредитных организации. В Ассоциацию входят все крупнейшие банки России, 19 представительств иностранных банков, 65 банков с иностранным участием в уставном капитале, а также «большая четвёрка» аудиторских компаний.

Ассоциация не только защищает интересы кредитных организаций в законодательных, исполнительных и правоохранительных органах, но и стремится совершенствовать работу банков. Для этого на официальном сайте Ассоциации есть раздел, где любой желающий может подать жалобу на любой банк.

Представители банков могут комментировать жалобы.

В 2010 году был принят и 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Одновременно с этим по инициативе Ассоциации российских банков в 2010 году был учреждён институт финансового омбудсмена. Это стало очередным шагом к построению диалога между банками и клиентами.

Он не наказывает банки и не говорит, что делать клиентам. Он выступает посредником между первыми и вторыми и помогает прийти к компромиссу. Например, финансовый омбудсмен может предложить взаимовыгодные для банка и клиента условия реструктуризации кредита.

Предлагаем ознакомиться  Что делать если пришел исполнительный лист на уже погашенный займ

Обратиться к общественному примирителю на финансовом рынке можно здесь.

Банк России — это орган банковского регулирования и надзора. Он следит за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства Российской Федерации, нормативных актов Центробанка и установленных им нормативов (статья 56 Закона «О Банке России»).

жалоба на банк

В Центробанк можно пожаловаться, если, к примеру, банк навязывает вам ненужные услуги, если он передал с нарушением информацию о клиенте третьим лицам, неправомерно начислил штраф или неустойку. Но чаще всего в Центробанк пишут по поводу одностороннего повышения банком ставки по кредиту.

Дли приёма обращений граждан на сайте Банка России есть специальная интернет-приёмная.

Подать жалобу в Центробанк →

Центробанк отвечает на все обращения, но зачастую эти ответы носят формальный характер. Банк России надзорная, но не карательная структура, а потому обычно ссылается на то, что не может вмешиваться в оперативную деятельность конкретной кредитной организации, и направляет клиента отстаивать свои права в суде.

Следуйте этим советам, если ваша претензия не удовлетворена или вы не довольны решением. Также не забывайте о возможности обратиться в правоохранительные органы и Прокуратуру. Особенно если речь идёт о неправомерных действиях коллекторских организаций.

Пишите в комментариях, приходилось ли вам жаловаться на банк. Расскажите о том, как это было, какого результата вы добились.

Роспотребнадзор

Банки обслуживают клиентов, а потому при возникновении спорных ситуаций за защитой своих прав можно обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Подать жалобу в Роспотребнадзор →

На что можно пожаловаться в Роспотребнадзор:

  • Включение в договор положений, ущемляющих права потребителя (статья 16 Закона «О защите прав потребителей»). Например, ограничение подсудности, право одностороннего изменения договора.
  • Недостаточная или недостоверная информация об услугах (статьи 10 и 12 Закона «О защите прав потребителей»).

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — это орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства в области конкуренции и рекламы.

Типичный предмет жалобы в ФАС: банк получил конкурентное преимущество перед другими кредитными организациями, так как ввёл клиентов в заблуждение (например, предложил вклад по заниженному проценту), а потом изменил условия договора.

Также в ФАС можно пожаловаться на СМС-спам, который сыпется от банков.

В соответствии с законом «О порядке рассмотрения обращений граждан», Федеральная антимонопольная служба в течение 30 дней должна рассмотреть жалобу, провести проверку и, если будут выявлены правонарушения, вынести предписание об их устранении.

Подать жалобу в ФАС →