Основные моменты

Согласно требованиям ГОСТ, рекомендуемый объем рецензии составляет 2000-3500 символов без пробелов. Шрифт текста – Times New Roman (12 кегель, межстрочный интервал – 1,5).

Количественное соотношение структурных единиц текста должно быть равномерным и распределяться по следующему принципу.

  1. Актуальность научной статьи (2-3 предложения).
  2. Описание положительных/отрицательных моментов диссертации (2-3 абзаца).
  3. Выводы и рекомендации к публикации (2-4 предложения).

Заметка

Во время составления рецензии, автор строго придерживается вышеуказанных требований, иначе документ отправят на доработку. Оценка стиля научной статьи, его концептуальной строгости и уместности использованной терминологии обязательна!

Рецензент — автор рецензии.

В качестве рецензента может выступать:

  1. преподаватель того факультета, где учится студент, но с другой кафедры. Такой выбор гарантирует минимальный уровень объективности рецензента.
  2. преподаватель другого факультета (если тема исследовательской работы тесно связана с другой областью знаний);
  3. руководитель компании, где студент проходил практику (если в курсовой описывается деятельность конкретного предприятия).

В тексте рецензии должна быть раскрыта суть курсовой работы, проанализирована актуальность темы исследования и ее специфика, а также дана оценка практического применения сделанных выводов и полученных результатов.

Рецензент должен акцентировать внимание на сильных и слабых сторонах курсовой. В заключении он дает общую оценку.

Видео о том, как писать рецензию

Написанием рецензии занимается рецензент – человек с дипломом (а еще лучше – с научной степенью) по специальности дипломного проекта.

Внимание: это не может быть ваш научный руководитель. Также для рецензии не стоит выбирать кого-то, кто работает с ним на одной кафедре.

Как же найти того, кто составляет рецензию на дипломную работу? В идеале это будет специалист с предприятия, на котором вы проводили исследование для дипломного проекта. Это может быть руководитель предприятия или просто уважаемый эксперт: старший менеджер, замдиректора, помощник руководителя и т.д.).

Если работа была создана на основе теоретических работ и книг, задача осложняется. В этом случае лучше обратиться за советом к своему научному руководителю – он со всей присущей ему мудростью и колоссальным опытом, а именно так и нужно просить его, поможет с поиском нужного человека.

Если удалось найти рецензента, не надейтесь, что он сам напишет рецензию. Такие люди слишком заняты, чтобы тратить свое время. Позаботьтесь о том, чтобы у вас все было готово, а рецензент мог только поставить подпись под написанным.

Именно поэтому мы приводим здесь самую необходимую информацию, чтобы вы самостоятельно могли составить грамотную рецензию по всем нормам и стандартам вашего учебного заведения.

Обычно особых проблем в самостоятельном написании рецензии к дипломной работе у студента ее возникает, ведь он, как никто другой, знает все достоинства и недостатки своей работы.

Общая рекомендация при написании рецензии к дипломным работам – это уход от общих фраз, таких как: очень хорошая дипломная работа, студент проделал большую работу, решил сложную задачу, автор показал себя как настоящий специалист, сделал ряд предложений, имеющих практическое значение и т. п.

Однако, существуют общепринятые фразы-клише, которыми можно воспользоваться при составлении рецензии: благодаря им текст выглядит более профессионально.

Рецензия на курсовую - образец, написание, требования

Итак, ниже приведены самые распространенные клише в сгруппированном виде:

  • тема диплома: дипломный проект посвящен решению вопроса, характеристике проблемы; анализу явления;
  • проблема исследования: в работе автором на первый план выдвигается проблема, в центре внимания дипломанта находится, в своём проекте автор затрагивает, освещает проблему;
  • актуальность исследования: затронутая проблематика чрезвычайно актуальна в последние десятилетия, данная проблема привлекает внимание многих специалистов (учёных, критиков), в современной науке данная проблема приобрела особую остроту;
  • характеристика источников: основу проекта составили материалы, основанные на теории, дипломант составил анализ следующих теорий;
  • выражение согласия: нельзя не согласиться с мнением дипломанта, изложенным в работе, мы разделяем точку зрения автора;
  • выражение несогласия: дискуссионной представляется точка зрения дипломанта, нельзя безоговорочно принять утверждения дипломанта, следует отметить недостатки аргументации.

Это необходимо для того, чтобы все члены комиссии во время защиты дипломанта могли ознакомиться с ней.

Пошаговое написание рецензии на курсовую

Шапка (общая информация)

В верхней части рецензии указывается:

  1. наименование документа;
  2. название образовательного учреждения;
  3. полное имя автора курсовой работы;
  4. номер курса и группы исполнителя;
  5. название факультета;
  6. тема курсовой работы;
  7. наименование учебной дисциплины, по которой выполнена курсовая.

Актуальность темы исследования

Приводятся лаконичные аргументы, указывающие на важность и значимость проведенного научного исследования. Необходимую информацию можно найти во введении курсовой работы.

Образец рецензии на учебное пособие

Содержание работы

Приводится лаконичная характеристика структуры курсовой работы.

Рецензент оценивает соответствие содержания исследовательского проекта целям и задачам курса. Лицо, производящее стороннюю оценку исследовательской работы, приводит в рецензии свои оценочные суждения. Они делаются в ходе анализа логичности представленных сведений, их структурированности и порядка размещения.

Здесь рецензент формулирует главную мысль курсовой работы, раскрывает содержание работы и значение каждого раздела.

Сильные стороны работы

Оценивая глубину проведенного студентом исследования, рецензент подчеркивает:

  1. полноту изучения теоретических аспектов темы;
  2. объем собранного и обработанного эмпирического материала.

Специалист может подтвердить:

  1. практическую значимость и оригинальность выполненного исследования;
  2. степень раскрытия темы;
  3. четкость изложения;
  4. степень грамотности всех материалов;
  5. объективность использования методики расчетов, исследования и пр.
Предлагаем ознакомиться  Денежные средства это имущество

Рецензия на курсовую - образец, написание, требования

Слабые стороны работы, их анализ

Выявленные недостатки могут касаться и графической, и текстовой, и расчетной частей курсовой. Рецензент перечисляет выявленные ошибки, неточности, опечатки и погрешности. Студент должен быть готов ответить на замечания рецензии на защите курсовой.

Рецензия, в которой не отмечены недостатки, может вызвать подозрения и сомнения в объективности у членов комиссии на защите.

Примеры слабых сторон:

  1. недостаточная освещенность определенного вопроса;
  2. отсутствие логики в проведенном исследовании;
  3. недостаточное раскрытие темы исследования;
  4. ошибки в расчетах;
  5. недостаточное количество пунктов в списке литературы;
  6. отсутствие графических материалов и пр.

Рецензент может отметить то, что приведенные минусы носят рекомендательный характер и не оказывают влияние на результаты исследования.

Оценка, выводы, рекомендации

Рецензия на курсовую - образец, написание, требования

Заключительная часть рецензии – это вывод о соответствии курсовой требованиям, предъявляемым к такого роду работ. Здесь рецензент приводит собственную оценку исследовательской работы. Возможно четыре варианта: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». При необходимости рецензент может подготовить перечень рекомендаций.

Заключение

Текст рецензии заканчивается подписью автора рецензии. Здесь также приводится его ученое звание и должность. Отзывы, полученные из сторонних организаций, заверяются подписью отдела кадров и печатью (если она есть). Рядом с подписью ставится дата.

Структурный элемент рецензии Клише Фразы, которые следует избегать
Тематика курсовой
  • «курсовой проект посвящен решению вопроса…»;
  • «курсовой проект посвящен характеристике проблемы…»;
  • «курсовой проект посвящен анализу явления…»
  • «очень интересная тема курсовой»;
  • «автор выбрал необычную тему»
Проблема исследования
  • «в работе автор на первый план выдвигает проблему…»;
  • «в центре внимания находится…»;
  • «в своем проекте автор затрагивает …»;
  • «в своем проекте автор освещает проблему …»
  • «автор рассматривает очень важную проблему»
Актуальность темы исследования
  • «затронутая проблематика очень актуальна в последние десять лет»;
  • «данная проблема интересует многих специалистов и ученых»
  • «тема работы очень важная»;
  • «автор привел некоторые предложения, имеющие практическое значение»
Описание источников
  • «в основе проекта лежат материалы …»;
  • «автор проанализировал труды таких ученых, как …»;
  • «студент произвел анализ следующих теорий: …»
  • «автор проанализировал много источников»;
  • «автор осуществил огромную работу»
Проявление согласия
  • «нельзя не согласиться с мнением автора, представленным в курсовой работе»;
  • «я разделяю точку зрения автора курсовой работы»
  • «автор хорошо поработал»;
  • «студент проявил себя как настоящий специалист»;
  • «автор решил важную задачу»;
Проявление несогласия
  • «точка зрения студента является дискуссионной»;
  • «нельзя безоговорочно согласиться с утверждениями автора курсовой»;
  • «следует перечислить недостатки аргументации студента: …»
  • «автор неправ»;
  • «автор не знает, о чем говорит».

Что должна содержать рецензия

План написания рецензии начинается с информации об авторе. Указывается его Ф. И. О., учебное заведение, должность. Эта информация помещается на титульный лист.

Следующий этап — это введение, где описывается краткое содержание проблемы, которое посвящено методическое пособие, и предложенные способы ее решения. Далее оценивается степень актуальности работы.

В констатирующей части необходимо рассмотреть содержание разработки и ее соответствие стандартам. Оценивается целесообразность и обоснованность методов, заданий. Важно помнить, что каждый из пунктов влияет на эффективность обучения и развития. Если рассматривается научная статья, то разбираются основные тезисы текста.

В аналитической части рецензенту необходимо отметить отличительные черты методической разработки. Для этого ее сравнивают с уже существующими и выделяют ее преимущества. Вместе с этим необходимо перечислить недостатки. Даются указания по исправлению слабых мест.

Рецензия на курсовую - образец, написание, требования

Далее проводится обзор использованной литературы и ее актуальность для предложенной проблемы. В заключение рецензент делает вывод о работе и возможности ее использования. При необходимости указывается, что вероятно новое оценивание после внесения правок.

Правильно-составленная рецензия состоит из пяти основных частей. Примерное содержание текста, указанное ниже, облегчит составление этой работы.

1 Полное наименование статьи с указанием ФИО и должности автора

2 Емкое/Краткое описание исследуемой проблемы

3 Определение уровня актуальности документа и краткая его характеристика

4 Описание самых значимых моментов научной статьи

5 Положительные/отрицательные рекомендации по дальнейшей публикации документа в научном журнале

5 В заключительной части рецензии, автор указывает информацию о себе (ФИО, ученая степень/звание, место работы, занимаемая должность) и заверяет документ собственной подписью с печатью организации.

Recenziya na diplomnuu rabotu

Приводится тезисный анализ статьи, дается оценка качеству содержания, соблюдениям требований к оформлению, отражается степень новаторства изыскания, релевантность исследования передовым отраслям науки, значимость данной статьи в  практической деятельности.

В заключение ставится  подпись рецензента и соответствующая печать.

Поэтому необходимо заблаговременно отправить оригинал рецензии возможными способами (лично либо почтой).

По общему правилу, рецензия пишется объемом около 4 тысяч знаков (с пробелами).

  • значимость данного изыскания неоспорима…
  • проанализировав рецензируемую работу…
  • автором в статье подробно освещена проблема…
  • автор выразил достаточно смелую точку зрения …
  • данная статья является образцом нестандартных методов…
  • работа выполнена на высоком уровне…
  • статья является примером глубокого изучения проблемы…
  • название статьи емко отражает саму ее суть…
  • автор пишет о проблеме…
  • необходимость написать статью по указанной проблематике вызвана современным состоянием…
  • необходимо отметить точно расставленные в статье акценты…
  • автором изучен большой объем фактического материала…
  • из рецензируемой работы следует….
  • суть данной статьи заключается в том, что…
  • автором сделаны весьма логичные выводы на основе полученных данных…
  • выводы работы последовательно доказаны….
  1. Оглавление  статьи, должность и  фамилия, имя, отчество автора статьи;
  2. Тезисное освещение вопроса, которому посвящена статья;
  3. Актуальность выбранной темы;
  4. Оценка значимости результатов научных изысканий автора;
  5. Рекомендована ли статья к публикации;
  6. Обязательно писать ученое звание либо ученая степень, должность, место работы,  ФИО рецензента.
Предлагаем ознакомиться  Включение в реестр требований кредиторов

Прежде чем приступить к написанию рецензии, необходимо разобраться, как она должна выглядеть. Вот основные черты, которыми должна обладать хорошая рецензия:

  • выдержанность в одном стиле;
  • соответствующее оформление и четкая структура;
  • наличие полноценного анализа дипломного проекта.

Помните: вы, то есть рецензент, пишете не эссе и не отзыв, которым свойственен свободный стиль написания. У рецензии есть четкая структура. А вот форма может быть свободной.

Обычно рецензия пишется в свободной форме. Однако есть некоторые моменты, которые характерны для написания этого вида работы. Вот основные моменты, которые должны учитываться при оформлении рецензии на дипломную, и сам пример:

  1. В рецензии должно указываться соответствие сути диплома ее главной цели. Так комиссия сможет определить уровень специальных знаний выпускника.
  2. В работе должна быть описана актуальность затронутой проблемы и уровень ее значимости.
  3. В рецензии должна быть оценена степень глубины работы, которую выпускник провел.
  4. Рецензия должна освещать, насколько актуально и возможно дальнейшее использования диплома, то есть его ценность.
  5. Рецензия должна быть составлена грамотно, с последовательным изложением и соответствующим стилем.
  6. В этой работе должны быть указаны и уникальные стороны проекта.
  7. Если в дипломной работе есть нюансы (сильные и слабые стороны), о которых должны знать члены комиссии, о них непременно стоит указать в рецензии.
  8. В рецензии указывается предварительная оценка, которую заслуживает дипломный проект.
  9. Заключительный момент рецензии – достоин ли студент присуждения квалификации, а также личные данные рецензента (ФИО и должность или научная степень рецензента).

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

 рецензия на методическую разработку образец

Рецензия на пособие – интересное занятие, где рецензент описывает доступно и понятно каждый раздел пособия. Для написания рецензии очень важна структура, ведь тогда текст воспринимается логично и последовательно.

В отзыве должны быть не только идеи и мысли автора, но и дополнение рецензента, его отношение к постановке проблемы, аргументированная оценка, выводы, где описывается значимость методического пособия.

Основные части рецензии:

  • Введение;
  • констатирующая часть;
  • аналитическая часть;
  • заключение.

Введение

Прежде чем писать отзыв на методическое пособие, сверху пишется название книги, должность (научная степень) автора, Ф. И. О. автора, а затем можно переходить к описанию.

Во введении рецензент дает аргументированную оценку на основании дидактических и методических разработок. В этой части можно описать содержательные компоненты методички или элементы новых разработок, которые появились у автора.

В этой части рецензент оценивает автора по всей методичке в целом. Проверяющий обращает внимание на такие особенности:

  • Содержание всей программы, соответствие возрастной категории и стандартам ГОСТ;
  • целостность образовательного процесса и принципы разработки;
  • реальность, целесообразность и процедуру установлений связи концептуальной схемы заданий в целом;
  • соответствие структуры и содержания методического пособия;
  • обеспечение мотивации студентов;
  • связность, логичность, полноту заданий;
  • обоснованность приемов и методов обучения;
  • соответствие темы и времени (смогут ли студенты за определённое время изучить конкретный материал);
  • рациональный подход по развитию навыков самообразования;

Прежде чем писать методическое пособие, автор обязан обратить внимание на вышеперечисленные особенности, так как студенты будут именно по этому пособию учиться и развиваться.

Аналитическая часть

В этой части рецензент отмечает преимущества и недостатки данной методической разработки. Проверяющий может оставить свои рекомендации по усовершенствованию работы и предложить дополнительные методы, варианты, модели, чтобы программа стала проще и понятнее для педагогов и студентов.

Заключение

В заключении рецензент подытоживает работу автора и формулирует выводы на основании вышесказанного:

  • возможно ли использовать данное методическое пособие в образовательных учреждениях;
  • нужно ли перерабатывать пособие с учетом предложений и рекомендаций рецензентом;
  • возможно ли распространить данное методическое пособие или новые идеи автора.

Требования к оформлению рецензии

  1. Объем – не больше одной страницы формата А4.
  2. Шрифт — Times New Roman.
  3. Размер шрифта – 14 кегль.
  4. Одинарный межстрочный интервал.
  5. Отступы – 2 см снизу и сверху, 3 см слева, 1 см справа.
  6. Наличие подписи рецензента.

Правильно писать рецензии не так сложно. Важно соблюдать несколько условий. Первый — объем авторского отзыва. Он не должен превышать 2 листа формата А4. В тексте кратко отражается аргументированное мнение рецензента.

Позиции для оценивания:

  • тема;
  • актуальность работы;
  • список использованной литературы;
  • информативность и максимальная насыщенность;
  • качество изложения теоретического материала;
  • четкость структуры и содержания.

Форма написания довольно свободная. Размер шрифта — в пределах 12−14 пунктов с полуторным междустрочным интервалом. Прежде чем приступать к оформлению титульного листа, нужно понять, что рецензия — полный разбор работы. В ней комментируются основные моменты, дается аргументированная оценка, делаются выводы.

Для написания можно использовать клише, которые помогают правильно формулировать мысли. Некоторым проще делать рецензии, если они тренировались оценивать литературные произведения.

Рецензия может быть набрана на компьютере, либо написана от руки. Стандартный объем документа – 1-2 страницы.

Общепринятые правила по оформлению рецензии в печатной форме:

  1. формат бумаги – лист А4;
  2. шрифт – Times New Roman;
  3. размер шрифта – 12 или 14;
  4. интервал между строками – 1, 1,5;
  5. выравнивание – по ширине листа.

Написанием рецензии должен заниматься сам рецензент. Часто специалисты могут попросить студента самостоятельно написать рецензию, а потом уже подписывают готовый вариант.

План написания рецензии

В этом случае помогут наши примеры готовых рецензий и бланки, по которым можно написать отзыв на свою работу.

Предлагаем ознакомиться  Наказание за клевету и оговор в России

Как правило, рецензия на учебное пособие оформляется в произвольной форме, но всё-таки, желательно придерживаться основных правил. Например, придерживаться рекомендуемого объема, стиля статьи, размера и шрифта.

Объём рецензии составляет максимум 2 страницы формата А4 печатного текста. Статья пишется в произвольной форме, но исключительно в научном стиле. Как правило, применяется шрифт Times New Roman, но иногда используют шрифт Arial. Минимальный размер шрифта – 12 кегль, а оптимальный размер шрифта – 14 кегль. Межстрочный интервал – полуторный.

Рекомендации по составлению рецензии

  1. В рецензии не должно быть необоснованных и не подтвержденных фактов, субъективных оценок и также личного отношения.
  2. В рецензии не должно быть таблиц и иллюстраций.
  3. В рецензии должны быть рассмотрены все основные структурные элементы. Работа не закончена, если в ней нет одной из составляющих, например, не рассмотрена актуальность курсовой.
  4. Если выявленные в курсовой недочеты — незначительны, в конце указывается, что они не влияют на общий уровень работы.
  5. Следует использовать общепринятые фразы-клише.

Рецензия научного руководителя на статью для публикации в журнале ВАК

Если, по мнению научного руководителя, работа не соответствует теме, не выполнены задачи, пропущены промежуточные сроки по сдаче глав и т.д., руководитель может написать отрицательный отзыв или написать в отзыве «присвоение квалификации возможно при условии успешной защиты».

Такие формулировки сразу же обращают на себя внимание Государственной аттестационной комиссии и влекут за собой дополнительные вопросы, а иногда и негативную оценку по защите.

Образец отзыва на дипломную работу
Образец отзыва на дипломную работу

Часто возникает вопрос, как написать научную рецензию на статью ВАК. Такой отзыв обычно пишется по общим правилам составления рецензий, подписывается научным руководителем с печатью учреждения, где научный руководитель работает.

Необходима объективная оценка статьи, констатируются сильные стороны работы, а также ее недочеты.

Также указываются промахи автора, нужно писать и о недостатках, допущенных им в работе, предлагаются пути исправления недочетов. Рассмотрим пример рецензии на научную статью ВАК.

Фрагмент рецензии на научную статью ВАК «Аспекты экономической устойчивости государства». (Пример)

Написание рецензии — ответственное дело. Не каждый специалист согласится это делать. Изучение опыта коллег помогает понять, что в этом нет ничего сложного. Главное — следовать рекомендациям по написанию работы. Отзывы педагогов помогут понять особенности этого дела.

Моя коллега преподает русский язык, и мне было нелегко писать рецензию на ее конспекты. Нужно было соблюдать определенную структуру и оформление. В процессе сильно помогли клише. С их помощью было проще формулировать мысли. Я думаю, что такой опыт работы полезен всем педагогам.

Анна

Рецензию писала не в первый раз. До этого оценивала конспекты внеклассных мероприятий в школе. После мне предложили поучаствовать в работе над анализом программы внеурочной деятельности. Это оказалось полезным опытом, который дал мне возможность иначе взглянуть на чужую работу.

Мария

Я работаю в детском саду воспитателем. Рецензию попросила написать коллега, так как она разработала авторскую программу по предмету «Развитие элементарных математических представлений». Пришлось основательно изучить требования к оформлению и структуре, но я справилась.

Елена

Типичные ошибки

Не все правильно понимают, что значит написать качественную рецензию. Ее составление требует соблюдения определенных правил. Нельзя писать ругательства, прямые оскорбления и призывы к насилию.

Анализ не должен состоять из простого пересказа текста. Необходимо выделять основные моменты и оценивать их. В работе не допускается использование личного мнения, которое не подкреплено аргументами.

Рецензия должна быть короткой и четкой, поэтому нельзя уходить в пространственные рассуждения. Изложение — последовательное и логичное. Мысли четко оформляют и не уделяют внимание второстепенным нюансам.

Рецензент должен быть подготовлен. В его работе не допускаются орфографические, пунктуационные, грамматические, фактические ошибки. В тексте обязательно указывают не только негативные стороны работы, но и положительные.

В работе нельзя указывать личные вкусы и предпочтения. Основная цель рецензии — объективный анализ сильных и слабых сторон методической разработки. Поэтому нужно очень внимательно относиться к составлению текста.

  1. Очень короткий и формальный отзыв, а котором нет разбора, характеристики и оценки работы.
  2. Положительная рецензия при многочисленных ошибках в орфографии, пунктуации, стилистике, оформлении.
  3. Рецензия не на финальный вариант курсовой. Если после написания рецензии текст работы был скорректирован, то ее нужно переделать.
  4. Рецензия оформлена неправильно: нет подписи рецензента, неправильно указаны ФИО автора курсовой или название дисциплины.
  5. Рецензент не имеет необходимой научной квалификации для написания рецензии.

Бланк рецензии

Бланк рецензии на курсовую работу

Бланк рецензии на курсовую работу

Примеры рецензий

Заключение

Не стоит недооценивать значение рецензии — некоторые члены комиссии при составлении мнения о дипломанте могут ориентироваться на неё. 

Как правильно писать рецензию на занятие

За помощью в составлении отзыва к диплому можно обратиться к специалистам . Это станет гарантией того, что даже если дипломант на защите будет настолько взволнован, что не сможет полноценно представить свой проект, всю представленную в выгодном свете информацию о ВКР, члены комиссии увидят в рецензии.

Желаем вам успешной сдачи ВКР!

Рецензия — критический отзыв стороннего специалиста на научную работу. Рецензент — автор рецензии. Для курсовой наличие рецензии определяется правилами учебного заведения к написанию такого рода работ.

https://www.youtube.com/watch?v=6FRXPHn3Wl0

При защите курсовой оценка в рецензии влияет на итоговую оценку работы. Рецензента подбирает научный руководитель. Однако часто бывает, что студенту приходится писать рецензию самостоятельно, а рецензент только ставит подпись.