Субъекты смежных прав

Права исполнителей признаются в силу того, что их творческое участие необходимо для того, чтобы дать жизнь, например, музыкальным произведениям, драматическим и хореографическим произведениям и кинофильмам, и в силу того, что они имеют оправданный интерес в правовой охране их индивидуальных интерпретаций.

Права производителей записей признаются в силу того, что их творческие, финансовые и организационные ресурсы необходимы для доведения записанного звука до аудитории в виде коммерческих фонограмм (на материальных носителях). Они также имеют законные интересы в обладании юридическими средствами, необходимыми для принятия действий против случаев противоправного использования, будь то изготовление и распространение незаконных копий, или несанкционированное эфирное вещание, или доведение фонограмм до сведения аудитории.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Права организаций вещания признаются вследствие их роли в доведении произведений до широкой аудитории и в связи с оправданностью их интереса в осуществлении контроля за передачей и ретрансляцией их вещательных передач[3].

Понятие смежного права

Смежное право тесно связано с произведениями авторского права, которые в будущем используют, перерабатывают либо осуществляют с ними какие-то действия. Образующиеся отношения выступают смежными с авторскими, то есть напрямую связанными с объектами авторского права, которые были созданы ранее. Поэтому регистрировать объекты смежного права или соблюдать какие-либо другие формальности не нужно.

Если в процессе создания любого объекта авторского права у автора образуются как имущественные, так и личные неимущественные права, в таком случае для объектов смежных прав личные неимущественные права далеко не всегда характерны.

В Законодательстве Российской Федерации о смежных правах обязательное проставление знака охраны смежных прав на объектах авторского права не предусматривается. И все же правообладатель смежных прав имеет право на использование знака охраны смежных прав с целью оповещения 3-х лиц о собственных правах и предотвращения их нарушения.

Замечание 1

Если знак охраны отсутствует, то это не лишает обладателя смежного права возможности его защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но если юридический факт случается в стране, являющейся участником Женевской конвенции об охране интересов изготовителей фонограмм от противозаконного воспроизводства их фонограмм 1971-го г., тогда защита права в случае отсутствия знака охраны затрудняется. Ведь согласно этой Конвенции требуется исполнение конкретных формальностей, которые обеспечивают охрану интересов изготовителей фонограмм.

Вот почему знак охраны лучше поставить, особенно если объект планируется распространять не только на территории Российской Федерации. Ведь согласно международным соглашениям в государствах, в которых для появления прав существуют конкретные формальности типа депонирования экземпляров, регистрации и т.д.

Смежные права на совместное исполнение

Смежные права: понятие, виды, срок действия

Смежные права: понятие, виды, срок действия

Симфонический оркестр и хор

Смежные права: понятие, виды, срок действия

Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей[4] (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

Смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии — членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.

Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, то есть элемент, имеющий самостоятельное значение, может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное.

Каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

Объекты смежного права

В Гражданском кодексе определяются объекты смежных прав.

Базы данных

Замечание 2

Здесь подразумевается база данных в части их охраны от несанкционированного доступа и повторного применения составляющих их содержание материалов.

Имеется запрет на противоправное извлечение, а также применение материалов из базы данных с целью создания какой-то еще базы данных. Субъект, который на законных основаниях получил право использовать материалы базы данных, вправе создать такую базу, однако, ее структура и создание должны стать результатом личного творческого труда ее производителя.

Производитель базы данных обладает следующими правами:

  • исключительным правом изготовителя базы данных;
  • правом на указание на экземплярах базы данных и (либо) их упаковках собственного имени либо названия (т.н. личное неимущественное право).
Предлагаем ознакомиться  Действия сторон при ДТП

Обладание исключительным правом производителя базы данных предполагает возможность извлечения из базы данных материалов и осуществление их дальнейшего использования всяким способом и абсолютно в любой форме. Никто не имеет права брать из базы данных материалы и в дальнейшем их использовать без разрешения на то правообладателя.

Исключение из данного правила распространяется лишь на тех, кто правомерно использует базу данных, получив эти права на законных основаниях (к примеру, купив экземпляр базы данных либо получив базу данных в порядке наследства). Эти люди имеют право без разрешения правообладателя на извлечение из базы данных материалов и осуществление их последующего использования.

Смежные права: понятие, виды, срок действия

Однако обратим внимание, что подобные действия должны производиться исключительно с личными, научными, образовательными и другими некоммерческими целями. Объем данного извлечения должен оправдываться вышеуказанными целями, и только в том размере, в котором эти действия не нарушают авторские права производителя базы данных и остальных лиц.

Замечание 3

Существует еще 1 правило: в случае если материалы, взятые из базы данных, используют способом, который предполагает получение к ним доступа неограниченного количества лиц, к примеру, по сети Интернет, то подобное использование сопровождается указанием на базу данных, из которой были взяты данные материалы.

База данных признается созданной со времени завершения ее разработки и получения коммерческой продукции, поставляемой на рынок.

Определение 2

Публикатор является гражданином, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения, ранее необнародованное и перешедшее в общественное достояние согласно статье 1282 Гражданского Кодекса Российской Федерации либо находившееся в общественном достоянии в виду его не охраноспособности в соответствии с нормами авторского права.

Главное, чтоб произведения, которые обнародовал публикатор согласно статье 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации, могли признаваться охраноспособными.

Публикатор обладает следующими правами:

  1. исключительным правом на обнародованное им произведение;
  2. правом на указание собственного имени на экземплярах обнародованного произведения, а также других случаях его применения, в т.ч. в случае перевода либо другой переработки произведения.

Имя публикатора можно размещать на экземплярах обнародованных произведений. Право на указание собственного имени может реализовываться публикатором также в других случаях применения этого произведения, к примеру, при его переработке (переводе на иностранный язык).

Определение 3

Исключительным правом публикатора на обнародованное им произведение выступает право разрешения или осуществления использования произведения (к примеру, его перевод либо другая переработка).

В случае обнародования произведения после смерти автора публикатор должен принимать во внимание волю последнего, которая выражается им в письменной форме (завещание, письмо, дневник и т.п.).

Для того чтоб публикатор признал исключительное право на обнародованное произведение, не важен факт его обнародования в переводе либо в виде другой переработки. Главное – это сам факт опубликования. Если публикатор вдобавок к опубликованию также и перевел произведение, тогда авторские права признаются за автором перевода независимо от признания прав публикатора.

Замечание 5

Правообладатель обладает правом использования произведения на свое усмотрение любым не противозаконным способом.

Публикатор на протяжении срока действия собственного исключительного права на произведение имеет право вносить в произведение изменения, сокращения или дополнения при условии, что это не искажает замысел автора, не нарушает целостность восприятия произведения и не противоречит авторской воле, конкретно выраженной им в письменном виде.

Исключительное право публикатора распространяется на произведение:

  1. обнародованное на территории российского государства вне зависимости от гражданства публикатора;
  2. обнародованное за границей Российской Федерации ее гражданином;
  3. обнародованное за границей территории России иностранным гражданином либо лицом, не имеющим гражданство. Этот пункт выполняется, если законодательство иностранной страны, в которой обнародовано произведение, предоставляет охрану исключительному праву публикатора на ее территории, который является гражданином России. Данный принцип определяется в международном частном праве в качестве принципа взаимности;
  4. в других случаях, предусматриваемых международными соглашениями Российской Федерации.

Прекращается исключительное право публикатора на произведение в досрочном порядке в судебном органе после подачи иска заинтересованного лица, если при применении произведения правообладатель нарушил требования Гражданского Кодекса Российской Федерации по охране авторства, имени автора либо неприкосновенности произведения (статья 1342 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Исполнение

Под смежное право попадает исполнение музыкального произведения. При этом смежное право появляется у исполнителя. Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 1317 Гражданского Кодекса Российской Федерации исполнитель по общим правилам имеет право решать, будет ли изготовленная запись подлежать распространению, и если да, то кем, в какой форме, на протяжении какого срока и на территории какого государства.

Предлагаем ознакомиться  Документооборот по передаче товаров на ответственное хранение

Право исполнителя признается и действует вне зависимости от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Но в случае если исполнение проводилось без согласования с авторами музыкального произведения, тогда реализовать появившиеся у исполнителя интеллектуальные права он не сумеет.

Исполнитель обладает интеллектуальными правами:

  • исключительным правом на исполнение и личные неимущественные права;
  • правом авторства;
  • правом на имя;
  • правом на неприкосновенность исполнения.
Определение 4

Под исключительным правом на исполнение понимается право применения исполнения либо постановки во всякой форме, право реализовывать либо разрешать производить действия, предусматриваемые в пункте 2 статьи 1317 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также получать вознаграждение за каждый тип использования.

Исключительное право на исполнение не подлежит распространению на воспроизведение, сообщение в эфир либо по кабелю, а также публичное воспроизведение записи исполнения в ситуациях, когда эта запись производилась по разрешению исполнителя, а ее воспроизведение, трансляция в эфире либо по кабелю или публичное исполнение осуществляется с теми же целями, для которых получено разрешение исполнителя на запись исполнения.

Смежные права: понятие, виды, срок действия

Если с исполнителем заключается договор по поводу создания аудиовизуального произведения, тогда разрешение исполнителя на применение исполнения в составе аудиовизуального произведения подразумевается. Разрешение исполнителя на отдельное применение звука либо изображения, зафиксированного в аудиовизуальном произведении, должно напрямую выражаться в соглашении.

Если исполнение используется лицом, которое не является его исполнителем, тогда реализовывать собственные права он обязан при соблюдении прав авторов исполняемых произведений.

Замечание 7

После истечения срока действия исключительного права на исполнение данное право становится общественным достоянием.

Фонограмма

Определение 5

Под фонограммой подразумевается запись звуков исполнения либо иных звуков или их изображений (статья 1322 Гражданского Кодекса Российской Федерации), кроме звуковой записи, входящей в аудиовизуальное произведение.

Если отсутствуют доказательства иного, то изготовителем фонограммы считается лицо, имя или название которого указано обыкновенным способом на экземпляре фонограммы и (либо) его упаковке.

Замечание 8

В данной ситуации смежное право состоит в том, что фонограмма выявляется в связи с записью появившегося до этого музыкального произведения.

Оригинальность не выступает условием охраноспособности фонограммы, и преобразование фонограммы также не обязательно должно быть результатом творчества, а может состоять во внесении просто технических изменений в изначальное звучание записи (удаление/снижение шумов, добавление специальных эффектов и т.д.).

Замечание 9

Лицо, правомерно переделавшее фонограмму становится обладателем смежного права на нее.

Фонограмма подлежит охране на территории Российской Федерации в случаях:

  1. если она не отошла к общественному достоянию в государстве происхождения;
  2. если она не отошла к общественному достоянию в России, при том что Россия и государство места происхождения принимают участие в международном договоре, который предусматривает взаимную охрану фонограмм (пункт 3 статьи 1304 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Международная охрана смежных прав

Первой организованной международной реакцией на необходимость в предоставлении правовой охраны трём категориям бенефициаров смежных прав стало заключение в 1961 годуМеждународной конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания («Римской конвенции»).

В отличие от большинства международных конвенций, которые как правило, синтезируют существующее национальное законодательство многих стран, Римская конвенция явилась попыткой установить международно-правовые нормы в новой области, по которой к тому времени существовало незначительное число национальных законов. Поэтому большинство государств до присоединения к Конвенции должны были составить проекты законов о смежных правах и принять их.

Смежные права: понятие, виды, срок действия

Со времени принятия Конвенции в 1961 году множество государств осуществили законодательные инициативы в вопросах, относящихся к смежным правам настолько, что их внутреннее законодательство «превысило» минимальные уровни охраны, установленные Конвенцией.

Одной из самых крупных международных реакцией на всё возрастающие потребности в правовой охране смежных прав стало заключение Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам («ДИФ»), подписанного в Женеве20 декабря1996 года. В нём предусматривалось предоставление дополнительной охраны имущественных и неимущественных прав исполнителей и производителей фонограмм, в частности, в отношении их использования в цифровом виде, включая использование сети Интернет. Договор вступил в силу 20 мая2002 года. Для России ДИФ вступил в силу с 5 февраля 2009 года.

Смежные права: понятие, виды, срок действия

Смежные права: понятие, виды, срок действия

Знак правовой охраны смежных прав

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение, вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

Предлагаем ознакомиться  Расчет 6 ндфл сроки сдачи

Соответствующий символ Юникода имеет номер U 2117 (℗, SOUND RECORDING COPYRIGHT).

При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме.

Смежные права: понятие, виды, срок действия

Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Защита смежных прав

Что касается обеспечения защиты прав, то средства судебной защиты от случаев нарушения смежных прав, как правило, аналогичны средствам, которыми располагают обладатели авторского права — это:

  • охранительные или временные меры;
  • гражданско-правовые средства защиты;
  • уголовныесанкции;
  • меры, предпринимаемые на границе;
  • а также меры, средства судебной защиты и санкции против злоупотреблений в отношении технических устройств.

Идея смежных прав привлекла внимание и как способ защиты устногокультурного наследия многих развивающихся стран, которое является частью их фольклора, поскольку именно исполнители часто знакомят широкую аудиторию с этим фольклорным наследием. Предоставляя охрану смежным правам, развивающиеся страны могут тем самым также предоставить охраны обширному, древнему и бесценному культурному наследию, являющемуся метафорой их собственного существования и подлинности, а на самом деле, той сущностью, которая разделяет культуры соседствующих стран и народов всего мира.

Предполагается, что защита производителей фонограмм и организаций эфирного вещания помогает создать основу для национальных отраслей промышленности, способных распространять национальное культурное наследие в пределах страны и, что более важно, на рынках за её пределами. Огромная популярность того, что называется «мировой музыкой», демонстрирует, что такие рынки существуют, однако не всегда материальные блага в результате использования этих рынков возвращаются в страну, являющуюся колыбелью культурного наследия.

Срок действия исключительного права на объекты смежных прав

Срок действия охраны смежных прав в соответствии с Римской конвенцией составляет, по меньшей мере, 20 лет, начиная с конца года, в котором:

  • состоялось исполнение, что касается исполнений, не вошедших в фонограммы;
  • была осуществлена фиксация (запись) в случае фонограмм и исполнений, вошедших в фонограммы;
  • состоялась вещательная передача.

Многие национальные законы, охраняющие смежные права, предоставляют более продолжительный срок охраны, нежели минимальный срок, предусмотренный в положениях Римской конвенции.

В соответствии с Соглашением ТРИПС права исполнителей и производителей фонограмм охраняются в течение, по меньшей мере, 50 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана запись исполнения или имело место исполнение, а права организаций эфирного вещания — в течение, по меньшей мере, 20 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана вещательная передача.

  • на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю; также необходимо отметить, что если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации.
    • если исполнитель работал во время ВОВ или участвовал в ней, то срок (50 лет) продлевается еще на 4 года.
  • на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после ее записи;
  • на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю;
  • исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания; срок возобновляется при каждом обновлении базы данных;
  • исключительное право публикатора на произведение (к которому приравнивается программа для ЭВМ) возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

По истечении данных сроков действия указанные выше объекты переходят в общественное достояние.

Базы данных

Примечания

  1. Липцик Д. Авторское право и смежные права = Droit d’auteur et droit voisins. — Пер. с фр.; Предисл. М.А. Федотова. — М.: Ладомир; Изд-во ЮНЕСКО, 2002. — С. 303. — 788 с. — 2000 экз. — ISBN 5-86218-395-7 UNESCO 92-3-202837-9
  2. Там же
  3. Подробнее см.: Туркин А.В. Смежные права организаций эфирного и кабельного вещания. Объект охраны // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2006. — № 7. — с. 45-48
  4. Никаких формальных требований к образованию коллектива исполнителей законом не установлено. Подробнее см. Якубова Е. Коллектив исполнителей // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2010. — № 2. — с. 18-29

Ссылки