В каких случаях возникает необходимость

Для увеличения безопасности при движении по проезжей части в Правила движения периодически вносятся какие-либо поправки. Так в 2010 году вступила в силу новая редакция документа, которая четко ограничила понятие обгона.

В соответствии с определением основными признаками обгона являются:

  • увеличение скоростного режима для опережения автомобильного транспорта;
  • выезд на встречную полосу;
  • возвращение на исходную полосу.

При выполнении обгона водитель обязан:

  • удостовериться в безопасности выполнения данного маневра;
  • не создавать помех для иного автотранспорта, движущегося в попутном или встречном направлении;
  • убедиться в возможности беспрепятственного возвращения в «свою» полосу.

Обгон запрещено выполнять, если:

  • автомобиль, движущийся спереди, включил сигнал поворота для осуществления аналогичного маневра или уже приступил к обгону;
  • автомобиль, движущийся сзади, приступил к обгону.

Так же правилами запрещается выполнять обгон на отдельных участках дороги, к которым относятся:

  • регулируемые перекрестки;
  • пешеходные переходы;
  • нерегулируемые перекрестки, если автомобиль осуществляет движение не по главной дороге;
  • железнодорожные переезды;
  • на расстоянии в 100 м до железнодорожного переезда;
  • на мостах и путепроводах (а так же под ними);
  • в тоннелях;
  • на опасных участках дороги или при плохой видимости.

Разрешен ли обгон автомобильного транспорта с правой стороны?

Правила обгон справа

Поскольку понятие «обгон» подразумевает обязательный выезд на полосу встречного движения, а в Российской Федерации движение правостороннее, то обгон ни при каких обстоятельствах не может производиться с правой стороны, так как полоса встречного направления находится слева от водителей.

Основные понятия

В правилах дорожного движения чётко оговорены понятия, которые в обыденном восприятии схожи и не имеют на первый взгляд существенной разницы.

К таковым относятся:

  1. Обгон – временное перестроение на линию встречного потока с увеличением скорости, с целью объезда впереди едущего транспортного средства и последующее возвращение на свой путь на трассе с двухсторонним движением.
  2. Опережение – изменение ряда движения с целью обгона, но без заезда на полосу встречного направления.
  3. Перестроение – изменение траектории передвижения, то есть переход с одного пути на другой, но не сопровождающийся выездом на встречную трассу и не всегда связанный с обгоном других машин.

Несмотря на очевидную близость понятий, стоит отметить, что в отличие от перестроения и опережения, совершать манёвр обгона разрешено только при соблюдении определённых условий. Каждый манёвр должен сопровождаться световыми и звуковыми сигналами, информирующими о действиях водителя.

Когда разрешен

Итак, в каких ситуациях можно выполнить опережение впереди идущего автотранспортного средства с правой стороны?

Такой маневр можно совершить, если соблюдаются следующие условия:

  • правая полоса свободна для маневрирования, то есть при перестроении в соседнюю полосу автомобиль не создаст помех иным автомототранспортным средствам;
  • при маневрировании автомобиль не выедет на запрещенные зоны (обочины, тротуары, пешеходные дорожки и так далее). Выезд на эти зоны разрешен исключительно мопедам;
  • линия разметки полос движения прерывистая и отсутствуют знаки, запрещающие подобное маневрирование;
  • для совершения маневра не требуется увеличивать скорость свыше запрещенной соответствующими дорожными знаками;
  • рассматриваемый маневр позволяют совершить условия видимости (погодные условия, наличие/отсутствие опасных поворотов и так далее).

Разновидности опережения

Опережение представляет собой более общее понятие, чем обгон, так как к его основным видам относятся:

  1. Ускорение без изменения полосы, которое фактически будет признано опережением, так как соседний автомобиль, ранее находившийся спереди или сбоку, будет сзади.
  2. Объезд ТС по левой полосе в результате перестроения с крайней или средней.
  3. Обгон, связанный с выездом на встречную линию.
Предлагаем ознакомиться  Как снять машину с учета: пошаговая инструкция

Перечень допустимых типов перестроения основан на том, чтобы даже при высоких скоростных режимах не создавалось опасности для участников дорожного движения.

Разграничения между понятиями обгон и опережение произошли в 2010 году, до этого они фактически означали одно и то же. Современным автолюбителям важно знать не только разницу в терминологии, но и то, как себя вести.

Как правильно выполнить маневр

Как правильно выполнить маневр? Для безопасного опережения автомототранспорта с правой стороны водитель должен действовать по следующей схеме:

  • перед совершением перестроения водитель обязан убедиться, что дорога впереди свободна, то есть при выполнении опережения не будет создано помех другим автомобилям (автобусам, мотоциклам и так далее);
  • далее требуется обратить внимание на линии разметки, наличие/отсутствие запрещающих маневрирование знаков, соблюдение установленного правилами для данного участка дороги скоростного режима;
  • следующий шаг – проверка отсутствия возможности выезда на обочины, пешеходные зоны, специальные полосы для определенного автотранспорта, наличие/отсутствие поворотов дороги, ответвлений, остановок общественного транспорта и так далее, то есть всего, что может привести к возникновению административной ответственности;
  • включение сигнала поворота. При совершении поворота или любом перестроении водитель обязан известить иных участников дорожного движения путем включения соответствующих указателей световой сигнализации;
  • перестроение на соседнюю полосу для опережения;
  • непосредственное опережение.

Процедура обгона

Обгон – один из наиболее опасных манёвров, который совершают водители на трассе. Дело в том, что они в момент совершения действия попадают в зависимость от поступков машин с обоих направлений. Требуется максимальная концентрация и сосредоточенность на процессе, чтобы всё прошло плавно и не вызвало необходимость совершать экстренное торможение или поворот иным водителям.

К основным рекомендациям при совершении обгона относятся:

  • включить сигнал о повороте с целью предупреждения следующих рядом машин о планировании манёвра;
  • активировать более мощную передачу, чтобы автомобиль смог совершить манипуляцию;
  • проверить, не помешает ли обгон другим участникам, например, если сзади водитель уже начал совершать манёвр, то следует его пропустить;
  • оценить расстояние до автомобилей, едущих по встречной полосе с целью определения временной возможности успеть завершить перестроение в свою полосу.

Не стоит предпринимать попытки совершения обгона на подъёме, так как ограничена видимость встречного движения. Также в условиях плохой погоды есть риск не заметить иные транспортные средства.

Какие водители совершают ошибки

Правила обгон справа

Многие водителю четко знают правила движения, установленные законодательно, но периодически совершают ошибки при маневрировании, что приводит к возникновению аварийных ситуаций.

Типичными ошибками при опережении автомототранспортных средств с правой стороны являются:

  • неправильная оценка дорожной ситуации вследствие невнимательности или игнорирования дорожных знаков, установленных на проезжей части для обеспечения безопасности движения;
  • некорректный расчет дистанции между автомобилями. При определении безопасности опережения справа важно учитывать не только минимальную дистанцию, но и скорость движения автомобильного транспорта;
  • выезд в запрещенные зоны;
  • создание помех при перестроении;
  • превышение установленной скорости;
  • не использование сигналов поворота для предупреждения иных водителей о совершении маневра;
  • неправильная оценка технических характеристик автомобильного транспорта. Поскольку опережение связано с увеличением скорости, то отсутствие необходимой мощности автомобиля может привести к затруднениям в выполнении маневра;

    Чтобы избежать подобной ситуации перед перестроением водителю рекомендуется переключиться на пониженную передачу, что позволит сохранить необходимый запас мощности.

  • незнание правил движения. Многие водители считают, что если в Правилах нет четкого указания на запрет совершения обгона с правой стороны, то такое действие можно выполнять, несмотря на иные пункты правил.

Санкции

После определения понятия обгон справа, разберёмся какой штраф предусмотрен за правонарушение. Как уже было сказано выше, нарушения в виде обгона справа не существует и выписка штрафа с такой формулировкой незаконна.

Как правило, водителя наказывают за иные административные проступки:

  • выезд на обочину или тротуар – полторы тысячи рублей;
  • попытка совершения обгона по запрещённым зонам – пять тысяч рублей;
  • езда по трамвайным рельсам без наличия объективных обстоятельств – пять тысяч рублей или лишение водительского удостоверения сроком до полугода.

Степень наказания определяется тем, насколько опасной стала ситуация при манёвре водителя. Обгон по обочине предполагает штраф в том случае, если будет доказано, что целью перестроения был объезд. Штрафные санкции не накладываются, если при выезде водитель припарковал транспортное средство и включил сигналы об аварийной остановке.

Также наказанию не подвергнутся участники движения, чьи действия были обусловлены сложной ситуацией на дороге, например:

  • повреждение полотна, движение по которому усугубит ситуацию;
  • ДТП, при которых блокируется часть дороги.

Если дорога узкая, то допустим частичный заезд на обочину, при езде навстречу крупногабаритного транспортного средства.

Выполнение обгона по правилам дорожного движения

Выполнению обгона посвящена глава 11 правил дорожного движения. Разберем основные особенности этого маневра.

Это требование весьма актуально, поскольку выезд на встречную полосу всегда связан с определенным риском. Перед выполнением обгона Вы должны убедиться, что Вы не создадите помех другим участникам движения.

Очевидно, что если Вы хотите выполнить обгон, то не можете заранее убедиться в том, что водитель обгоняемого транспортного средства не будет препятствовать обгону. Согласитесь, на практике весьма не просто определить, что задумал водитель другого автомобиля.

Подчеркну, что во всех остальных случаях в ДТП виноват именно обгоняющий водитель.

Суть этого пункта сводится к тому, что обгон запрещается выполнять, если автомобиль сзади или спереди от Вас начал маневрировать. Т.е. если соседний автомобиль сам пытается выполнить обгон или поворот налево.

Этот же пункт правил запрещает выполнять обгон в тех случаях, когда скорость Вашего автомобиля для маневра недостаточна.

Например, если скорость обгоняемого автомобиля 85 км/ч, а скорость Вашего автомобиля 90 км/ч, то для выполнения обгона Вам понадобится 180 метров. При этом встречная полоса должна быть свободна на 360 метров (180 метров для Вас и 180 метров для встречного автомобиля), чтобы избежать столкновения.

В том случае, если Вы догоняете автомобиль достаточно медленно, от обгона стоит отказаться, т.к. при завершении маневрирования Вы создадите помехи либо обгоняемому, либо встречному автомобилю. Чуть ниже Вы узнаете, что наказание за подобный маневр весьма суровое.

Этот пункт запрещает водителю находиться на встречной полосе, отделенной сплошной или двойной сплошной линией разметки. Таким образом, если в процессе обгона Вы видите, что прерывистая разметка заканчивается и начинается сплошная линия, то нужно немедленно отказаться от маневра и вернуться на попутную полосу движения.

Обгон на мосту

Наказать водителя могут только по части 1 статьи 12.15 на 1500 рублей за перемещение по обочине. Других видов штрафов за опережение по правой стороне не существует, хотя недобросовестные инспектора пытаются уличить водителей сразу в нескольких нарушениях, чтобы увеличить размер штрафа.

Если при выполнении такого маневрирования, как опережение автомототранспорта справа, будут нарушены правила движения, то водитель будет привлечен к административной ответственности. Какое наказание предусмотрено в соответствующей ситуации?

Описание нарушения при опережении справа Статья КоАП Предусмотренное наказание
Превышение установленной скорости при выполнении маневрирования 12.9 Вид и размер наказания зависят от параметров превышения:
— если скорость более установленной правилами или знаками на 20 км/ч – 40 км/ч, то наказанием будет штраф в 500 рублей;
— если скорость превышена на 40 км/ч – 60 км/ч, то штраф ГИБДД составит 1000 – 1500 рублей;
— если скорость больше на 60 км/ч – 80 км/ч, то могут быть наложены санкции в виде штрафа (2000 – 2500 рублей) или лишения прав (4 – 6) месяцев;
— превышение более чем на 80 км/ч приведет к наложению штрафа в 5000 рублей и лишению прав на 6 месяцев
Неподача световых сигналов при маневрировании 12.14 Штраф 500 рублей
Движение по обочинам 12.15 Штраф 1500 рублей
Движение по велодорожкам, пешеходным дорожкам, тротуарам 12.15 Штраф 2000 рублей
Нарушение правил обгона 12.15 Штраф 5000 рублей или лишение прав на 4 – 6 месяцев. При повторном правонарушении срок лишения может быть увеличен до 1 года
Несоблюдение требований, установленных знаками или разметкой 12.16 Штраф 500 рублей
Не предоставление преимущества при движении пешеходам, велосипедистам Штраф 1500 – 2500 рублей

В противном случае может случиться ДТП, в котором ущерб будет причинен не только движимому имуществу, но и здоровью (жизни) людей.

Кто вправе осуществлять обгон справа

В ПДД чётко регламентировано, что как такового нарушения в виде обгона справа не предусмотрено, однако, этот манёвр непосредственно связан с выездом на запрещённую зону: обочину и тротуар.

Наказание накладывается по двум статьями:

  • совершение манёвра, противоречащего нормам закона;
  • езда по запрещённой зоне.

Исключением из правил являются велосипедисты. Они являются полноправными участниками дорожного движения и обязаны соблюдать нормы и установки. Если на дороге не предусмотрена выделенная для них полоса, то велосипедисты вправе двигаться по обочине. Такое допущение распространяется на лиц старше четырнадцати лет.

Все устройства, оборудованные более мощными двигателями, в том числе мотоциклы, приравниваются к автомобилям. На них в равной степени оказывает влияние покрытие, погодные условия и обстановка на трассе.

На что обратить внимание при опережении справа

Правила обгон справа

При движении по трассе возможны разные ситуации, и в некоторых из них потребуется совершить объезд транспортного средства с правой стороны. В таком положении важно соблюсти определённые меры безопасности, направленные на предотвращение аварийной ситуации.

К таким аспектам относятся:

  1. Убеждённость в том, что на правой полосе нет припаркованных машин, и манёвр не приведёт к столкновению с каким-либо объектом.
  2. Ознакомление со всеми дорожными символами, которые указывают на второстепенные дороги, переходы и иное. Например, если стоит жёлтый ромб, то вероятно скоро будет регулируемый перекрёсток с второстепенной дорогой или кольцо.
  3. Анализ движения автомобилей сзади с целью уточнения их намерений, возможно, кто-то из них уже планирует проведение аналогичных действий. Указанием на это будет сигнал поворотника.
  4. Уточнение условий покрытия обочины и погоды. При смене поверхности, особенно в дождь или снегопад, машину поведёт.
  5. Определение дистанции между впереди идущими авто, чтобы быть уверенным в успешности последующего перестроения в ряд.

Кроме этого важно грамотно себя вести, если обгон совершает другой водитель. Любой световой или звуковой сигнал, а также виляние машины спровоцирует панику и непонимание с его стороны. Даже если человек нарушает ПДД, тому, кто ему помешает, грозит административная ответственность.

Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасной поездки в 2018 году. Несмотря на то, что иногда ситуация вынуждает водителя действовать по обстоятельствам, рекомендуется внимательно оценивать ситуацию и стараться избегать правонарушений, пусть и неумышленных. Обгон справа представляет собой нежелательное действие в городе, которое влечёт наложение денежных штрафов, так как представляет собой проезд по обочине или тротуару.