Требования к образованию контрактного управляющего

Осуществление закупок посредством государственных контрактов должно находиться в ведении лица, имеющего для этого определенный специфический набор знаний. Таковы требования 44-ФЗ к контрактному управляющему. С 2017 года упомянутые требования стали жестче.

До 2017 года сотруднику достаточно было иметь среднее специальное образование, чтобы по ст. 112 ч. 23 ФЗ-44 занимать должность контрактного управляющего. Человек также мог работать на этом посту, если он получил дополнительное образование по профилю оказания услуг госучреждениям (муниципальным организациям) либо по заказу и поставке товаров для них.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

В России, к слову заметить, нет высших учебных заведений с факультетами по подготовке специалистов именно для сферы госзакупок. Вопросы об их формировании еще только обсуждаются.

Требования к контрактному управляющему по ФЗ-44 из ст. 122 ч. 23 стали не совсем актуальны, или вернее будет сказать, что они ужесточились. Вот что еще теперь необходимо, чтобы быть назначенным на данную должность:

  • в разъяснительном письме Минэкономики и развития № ОГ-Д-28-834 от 31.01.2014 г. указывается, что кандидат должен обязательно входить в штат компании-заказчика;
  • непременно должно быть высшее или специальное проф-образование в сфере осуществления закупок в государственном секторе;
  • между лицами, имеющими отношение к проводимым закупкам и контрактным управляющим, не должно быть родственных связей во избежание противоречий и конфликтов.

В отношении ведомственного контроля по осуществлению госзакупок в 2017 году тоже приняты новые правила. По ним лица, контролирующие заказы в государственном секторе, также должны иметь высшее либо дополнительное специальное образование.

Для того чтобы назначение на должность контрактного управляющего было допустимо, кандидат обязан отвечать новым требованиям. Если сотрудник обучался и получил свой диплом или удостоверение по 94-ФЗ, то ему необходимо пройти подготовку заново, потому что с 2017 старые документы об обучении не имеют силы.

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о контрактном управляющем (далее — Положение) разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон) и устанавливает правила организации деятельности контрактного управляющего при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных/муниципальных нужд.

1.2. Контрактный управляющий назначается в целях обеспечения планирования и осуществления [наименование государственного/муниципального заказчика] (далее — Заказчик) закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных/муниципальных нужд (далее — закупка).

1.3. В случае если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком закупок (далее — план-график) превышает 100 млн рублей, Заказчиком создается контрактная служба. Если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком закупок не превышает 100 млн рублей, то Заказчиком назначается контрактный управляющий.

1.4. Контрактный управляющий в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.5.1. привлечение квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими и практическими знаниями и навыками в сфере закупок;

1.5.2. свободный доступ к информации о совершаемых контрактным управляющим действиях, направленных на обеспечение государственных/муниципальных нужд, в том числе способах осуществления закупок и их результатах;

1.5.3. заключение контрактов на условиях, обеспечивающих наиболее эффективное достижение заданных результатов обеспечения государственных/муниципальных нужд;

1.5.4. достижение Заказчиком заданных результатов обеспечения государственных/муниципальных нужд.

1.6. Контрактный управляющий назначается Заказчиком как ответственное лицо за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта.

1.7. Контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

1.1. Контрактный управляющий относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

Должностная инструкция контрактного управляющего

1.2. На должность контрактного управляющего принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности [вписать нужное] или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, а также стаж работы в указанной сфере не менее [значение] лет.

— Конституцию РФ, гражданское, бюджетное законодательство, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также иные нормативные правовые акты в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

— общие принципы осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд;

— основные принципы, понятия и процессы системы закупок;

— систему проведения закупок для государственных и муниципальных нужд в контексте социальных, политических, экономических процессов Российской Федерации;

— методы планирования при проведении закупок;

— порядок осуществления подготовки и размещения в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовки и направления приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

Должностная инструкция контрактного управляющего

— порядок осуществления закупок, в том числе заключения контрактов;

Предлагаем ознакомиться  Какие права имеет жена при разводе: если есть ребенок, на квартиру

— критерии оценки заявок на участие в конкурсе, сравнительный анализ методов оценки заявок на участие в конкурсе;

— эффективность размещения заказов для государственных и муниципальных нужд;

— контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении государственных и муниципальных заказов;

— меры ответственности за нарушения при размещении и исполнении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

— обеспечение защиты прав и интересов участников размещения заказов, процедуру обжалования;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

— информационное обеспечение государственных и муниципальных заказов;

— основы трудового законодательства Российской Федерации;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности.

Ответственность контрактного управляющего

Кто такой контрактный управляющий

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

[число, месяц, год]

При обнаружении нарушений в ведении закупочной деятельности на заказчика налагаются штрафы. Управляющему нередко грозит и уголовная ответственность. В отношении контрактного управляющего может быть издан приказ о дисциплинарном взыскании, такая мера тоже часто применяется.

Руководители нередко прибегают к применению именно дисциплинарного вида ответственности в отношении работников, занимающих абсолютно любые должности, а не только для контрактных управляющих по 44-ФЗ. По Трудовому кодексу сотруднику может быть вынесено замечание, выговор. Если имеют место грубые нарушения, то следует и увольнение. К примеру, за прогул либо дисциплинарные нарушения полагается выговор, а увольнение – за регулярное повторение нарушений.

В обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ входит выполнение всех этапов закупочного контракта, от подготовки до завершения сделки. Конечно, случаются просчеты, ошибки в сроках и т.д. Нередко наложение штрафа на контрактного управляющего может означать применение штрафных санкций и к заказчику тоже. Статьи 7.29-7.32 КоАП регламентируют меры ответственности.

Должностные инструкции контрактного управляющего

Приказ о наложении штрафа на контрактного управляющего по 44-ФЗ издается в следующих случаях:

  1. Были допущены ошибки при выборе способа проведения закупки. К примеру, опустив конкурентную схему отбора, управляющий воспользовался услугами лишь одного поставщика. За это полагается штраф в 50 000 рублей. Если некорректно проведено согласование либо закупка была организована как закрытая без достаточных на то оснований – штраф 30 000 рублей. Если нарушения процедуры согласования закупки допущены в сфере гособоронзаказа, налагается штраф в размере 30-50 тыс. руб.
  2. Имели место ошибки на этапе планирования. Например, если управляющий допустил нарушения в проведении общественного обсуждения (либо вовсе опустил этот шаг), его оштрафуют на 30 000 рублей. Если в план закупок вписаны позиции, в которых не было необходимости – штраф 20-50 тыс. рублей.
  3. Совершен неоправданный расход средств. За нецелевые расходы применяются не только административные, но и уголовные меры ответственности. Это может быть штраф в размере 20-50 тыс. рублей либо дисквалификация контрактного управляющего по 44-ФЗ на срок от года до трех лет.
  4. В реестр контрактов не были вовремя поданы необходимые сведения. За это полагается штраф в размере 20 000 рублей.

Здесь приведены лишь некоторые причины, которые могут послужить основанием для наложения штрафов. Более полный перечень приведен в ст. 7.30 КоАП. Контрактный управляющий может быть оштрафован за несоблюдение общих правил организации и проведения госзакупок, недоработки в области обеспечения, проведения оплат, заключения контрактов, работу с сайтом РНП.

В некоторых действиях контрактного управляющего по 44-ФЗ может быть усмотрен и состав уголовных преступлений, например, когда речь идет о халатности, злоупотреблении, нецелевых расходах, подлогах и проч. Однако практика показывает, что такое случается крайне редко.

Под нецелевым расходом понимается необоснованная трата бюджетных денег на оплату посторонних надобностей. За расход в крупном размере полагается уголовная ответственность, а именно:

  • наложение штрафа в размере 100-300 тыс. рублей;
  • штраф, равный величине годовой (и выше, до двух лет) зарплаты или других доходов работника;
  • назначение на выполнение принудительных работ (период – до двух лет);
  • заключение под арест (срок – до полугода);
  • определение в места лишения свободы (срок – до двух лет);

Под крупным и особо крупным размером растрат подразумеваются суммы 1,5 млн. и 7,5 млн. рублей соответственно. Когда в отношении работника применяется наказание в виде принудительных работ до двух лет или лишения свободы до двух лет, может быть принят еще и запрет на работу по определенным должностям или видам деятельности.

4.1. Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном Федеральным законом, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) контрактного управляющего, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Предлагаем ознакомиться  Жилищная инспекция: жалоба на управляющую компанию, как написать жалобу в жилищную инспекцию

Может ли выполнять обязанности контрактного управляющего другой работник по совмещению

2.1. Разработка плана закупок.

2.2. Осуществление подготовки изменений для внесения в план закупок.

Требования к образованию контрактного управляющего

2.3. Размещение в единой информационной системе плана закупок и внесение в него изменений.

2.4. Разработка плана-графика.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

2.5. Осуществление подготовки изменений для внесения в план-график.

2.6. Размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений.

2.7. Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

2.8. Осуществление подготовки и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок.

2.9. Осуществление подготовки и размещение в единой информационной системе документации о закупках и проектов контрактов.

2.10. Осуществление подготовки и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами.

2.11. Обеспечение осуществления закупок, в том числе заключение контрактов.

2.12. Участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

2.13. Осуществление подготовки материалов для выполнения претензионно-исковой работы.

2.14. Организация в случае необходимости на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определение наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Госзакупки

2.15. При необходимости привлечение к своей работе экспертов, экспертных организаций в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иными нормативными правовыми актами.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

2.16. Поддержание уровня квалификации, необходимой для исполнения своих должностных обязанностей.

2.17. Исполнение иных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Должностная инструкция контрактного управляющего представляет собой внутренний документ заказчика, в котором определены требования к нему, его обязанности и права. Она показывает, что именно входит в зону ответственности управляющего и какие ему даны полномочия.

Инструкция состоит из нескольких разделов — их содержание представлено в следующей таблице. А в конце статьи приведен образец должностной инструкции контрактного управляющего.

Раздел Содержание
Общие положения Порядок назначения и увольнения, общая информация о должности и требования к сотруднику, который на нее нанят
Функции Общие функции специалиста
Обязанности Действия, которые выполняет управляющий
Права Объем прав специалиста
Ответственность Меры, которые будут применяться в случае нарушений
Заключительные положения Ссылки на профстандарты, порядок внесения в должностную инструкцию изменений
Пример инструкции контрактного управляющего

Образец должностной инструкции, страница 1

Продолжение инструкции

Образец должностной инструкции, страница 2

Должностная инструкция контрактного усправляющего

Образец должностной инструкции, страница 3

Пример инструкции

Образец должностной инструкции, окончание

Это допускается, если в компании должность контрактного управляющего по 44-ФЗ не предусмотрена. Тогда всю деятельность по планированию и осуществлению госзакупок выполняют сотрудники, нанятые в свое время на работу по профессиям, взаимосвязанным с данным видом деятельности.

При этом по ст. 60.2 «Совмещение профессий (должностей)» Трудового кодекса РФ сотрудник должен добровольно согласиться (и подписать соответствующий документ) на выполнение дополнительных обязанностей в рамках его должности или какой-то другой. По ст. 60.2, 151 Трудового кодекса РФ такому специалисту полагается доплата.

Здесь работодатель должен действовать по ст. 60.2 абзац 2 Трудового кодекса РФ, предписывающей возможность наложения на специалиста дополнительных обязанностей лишь в рамках совмещения профессий или должностей.

Нагляднее будет рассмотреть применение изложенных выше правил на конкретном примере. Пусть речь идет о бухгалтере предприятия, которому вменено в обязанность выполнять работу еще и контрактного управляющего. То есть к его основным трудовым функциям прибавились дополнительные.

Теперь самое время обратиться к существующим профстандартам, где четко прописаны трудовые функции, возлагаемые на главного бухгалтера компании, которые он обязан исполнять. Однако деятельность по подготовке и осуществлению закупок включена в совершенно другой стандарт, к профессии бухгалтера не имеющий никакого отношения.

Возникает вопрос, допустимо ли возложение на бухгалтера обязанностей, связанных с проведением госзакупок? Да, допустимо, но лишь с согласия самого сотрудника, и если у него есть образование, касающееся данной дополнительной для него сферы.

Следующий шаг со стороны нанимателя – отражение в специальном приказе факта назначения бухгалтера специалистом по подготовке и осуществлению закупок. Для этого работодатель должен заручиться согласием работника (в письменном виде), а также обеспечить достаточную оплату вновь возложенных на него обязанностей. То есть, стоит задача замотивировать и убедить человека выполнять дополнительную работу.

В случае согласия за сотрудником остается право (ст. 60.2 абзац 4 Трудового кодекса РФ) в любой момент прекратить работу по второй должности. Так же и наниматель может отменить приказ до окончания оговоренного срока, но тогда необходимо не позже чем за три рабочих дня письменно известить об этом работника.

Вправе ли наниматель уволить сотрудника, если тот не согласен работать еще на одной должности и выполнять связанные с этим дополнительные функции? Как могут развиваться события, если руководитель компании предлагает специалисту параллельно со своей основной работой выполнять еще и обязанности контрактного управляющего, но он этого делать не хочет?

Предлагаем ознакомиться  Жалоба на управляющую компанию ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС

По статье 72 Трудового кодекса РФ наниматель вправе вносить изменения в трудовой договор, если организационные или технологические условия в компании претерпели изменения, сделавшие неактуальными принятые изначально условия труда. Если новые условия не подходят сотруднику, действие трудового договора прекращается (ст. 77 ч. 1 п. 7 Трудового кодекса РФ).

На первый взгляд может показаться, что можно спокойно уволить бухгалтера, отказавшегося работать по закупкам. Потому что по закону о контрактной системе этим должен заниматься назначенный управляющий. Работодателю стоит лишь поменять организационную структуру компании и перераспределить обязанности между отделами и должностями.

Но дело в том, что упомянутая ранее статья 72 Трудового кодекса РФ запрещает вносить изменения в трудовые функции сотрудника, они жестко регламентированы специальными профстандартами (любые другие организационные или технологические условия труда менять можно).

У работодателя недостаточно полномочий для внесения изменений в трудовые функции бухгалтера или любого другого наемного работника. То есть, добавить к уже имеющимся обязанностям еще и функции контрактного управляющего просто так нельзя, это будет нарушением Трудового Кодекса РФ (ст. 72). Уволить специалиста, который не согласен на «подработку», тоже нельзя.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Нет шансов и выдать дополнительные обязанности за общественную нагрузку, потому что они по закону попадают под формулировку «трудовые функции». А действующие профстандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» дают четкое перечисление всех существующих трудовых функций. Получается, что дополнительные обязанности никоим образом нельзя отнести к виду общественно-полезной нагрузки. Поэтому нельзя принудить сотрудника выполнять дополнительные функции, если он этого делать не хочет.

И здесь образуется благодатная почва для возникновения целой массы спорных ситуаций, которые непременно будут иметь место между нанимателями и подчиненными. Работодатель со своей стороны будет предпринимать попытки навязать сотруднику выполнение функций управляющего, и придать делу такой вид, как будто человек сам на это согласился.

2.1.1. Планирование закупок.

Ответственность контрактного управляющего

2.1.2. Организация на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных/муниципальных нужд.

2.1.3. Обоснование закупок.

2.1.4. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

2.1.5. Обязательное общественное обсуждение закупок.

2.1.6. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок.

2.1.7. Привлечение экспертов, экспертных организаций.

2.1.8. Подготовка и размещение в единой информационной системе в сфере закупок (далее — единая информационная система) извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

2.1.9. Подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами.

2.1.10. Рассмотрение банковских гарантий и организация осуществления уплаты денежных сумм по банковской гарантии.

2.1.11. Организация заключения контракта.

2.1.12. Организация приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее — отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, обеспечение создания приемочной комиссии.

Распространенные ошибки контрактных управляющих

Чтобы стать участником мероприятий по государственным закупкам, необходимо соответствовать ряду условий в рамках 44-ФЗ. Тем не менее, часто заказчики, то есть, действующие от их имени контрактные управляющие по 44-ФЗ, выдвигают необоснованные запросы, среди прочих – требование предоставлять лицензию и специальный допуск СРО. В таких случаях ситуацию исправляет УФАС, защищает права поставщика и заставляет заказчика действовать в рамках закона.

Вот примеры конкретных ситуаций:

  • выдвигается запрос на предоставление лицензии, в то время как закон предусматривает ее наличие лишь для некоторых видов работ из списка ТЗ;
  • слишком придирчивое требование к действующему свидетельству о допуске к выполнению работ, влияющих на безопасность объектов капитальной стройки. Детально можно ознакомиться с данным вопросом в статье «СРО с 1 июля 2017 года в контрактной системе».

Нередки случаи, когда организаторы торгов, стремясь с помощью одной операции закупить сразу все необходимое, перестают мыслить здраво и смешивают воедино в одном заказе технологически несовместимые области. Есть пример, когда УФАС признал незаконной публикацию с описанием объекта закупок. В данном описании были объединены опытно-конструкторские работы и работы, связанные с поставкой, монтажом и запуском оборудования.

Реестр контрактов

Стоит упомянуть, что Верховный суд в последнем своем обзоре разрешил рассматривать как один объект закупок ноутбуки и необходимое для них программное обеспечение.

На стадии подготовки, при выборе способа назначения поставщика, на контрактного управляющего по 44-ФЗ возлагается большая ответственность. От его действий зависит, сколько времени уйдет на поиск поставщика, по каким критериям будет проходить отбор и т.д. Нередко выполненная процедура становится предметом разбирательства с привлечением ФАС.

3. Права

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Вносить предложения вышестоящему руководству по совершенствованию своей работы.

3.3. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Повышать свою профессиональную квалификацию.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

3.6. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством].