Правовой статус государственного гражданского служащего

Законодательство и юридическая наука часто применяют термин «правовой статус». Этим понятием оперируют для описания положения некоторого субъекта правоотношения, будь то коллективной субъект (предприятие, общественная организация, государственный орган и пр.) или индивидуальный.

Определение 1

Статус (от латинского «status» – состояние, положение) есть многозначный термин, под которым в общем смысле понимаются значения параметров субъекта или объекта, его положение, состояние в некой системе.

Правовой статус есть совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, их положение, определенное правовыми нормами.

В юридической литературе могут встречаться различные позиции на тему равнозначности понятий «статус» и «положение» в праве и составных элементов правового статуса.

Замечание 1

В данной статье термины «правовой статус» и «правовое положение» признаются равнозначными и используются в качестве синонимов.

Независимо от практикуемого подхода любой из них подразумевает такие неотъемлемые составляющие структуры правового статуса как:

  • право,
  • обязанность,
  • свобода.

Данные элементы правового положения человека и гражданина в обществе установлены и закреплены (а также определены гарантии их реализации) в Конституции Российской Федерации и некоторых других правовых актах, в том числе, международных.

В федеральном законе, регламентирующем государственную гражданскую службу в России, не содержится точного разъяснения понятия «правовой статус» в контексте данного правового акта. Однако анализ закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (глава 3) позволяет определить такие составляющие правового статуса государственных служащих как: права, обязанности, запреты, ограничения.

Определение 2

Права и обязанности государственных гражданских служащих представляют собой особые, определенные, закрепленные и гарантированные государством варианты допустимого поведения в сфере государственно-служебных отношений.

Существующие права и обязанности государственных гражданских служащих можно разделить на две группы:

  • права и обязанности общего характера, присваиваемые всем государственным служащим;
  • права и обязанности, установленные для конкретных должностей, задающие специфичные полномочия и закрепленные в должностных регламентах. Специфика прав и обязанностей для конкретных государственных должностей продиктована задачами и полномочиями соответствующего государственного органа.
Определение 3

Субъективные права государственных гражданских служащих есть закрепленные юридически варианты допустимого поведения, целью которого является удовлетворение собственных интересов служащих, достижение ими определенных благ и ценностей.

Субъективное право подразумевает возможность выбирать и совершать конкретные действия, а также возможность ожидать (требовать) конкретных действий (или воздержания от них) от иных лиц (лица).

Понятия «право» и «свобода» в основе своей имеют общую суть – возможность индивидуального выбора, но и различаются в итоге. «Свобода» подразумевает более широкие границы выбора или можно сказать, что границ тут нет вовсе: «свобода» не регламентирует некий точный конкретный результат в том или ином вопросе. Свобода выбора религии, свобода мысли, свобода совести и пр. – довольно абстрактные и многогранные понятия.

В свою очередь, термин «право» устанавливает, описывает конкретные действия (право на обращение в государственные органы, право на участие в делах государства и пр.).

Предлагаем ознакомиться  Под разграничением государственной собственности на землю понимается
Замечание 2

Указанное различие сложилось исторически и не является четко определенным.

Статья 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержит в себе базовые права общего характера для государственных гражданских служащих:

  • право на надлежащую организацию и техническое оснащение рабочего места, обеспечивающие возможность исполнения служебных обязанностей. Здесь речь идет о создании для госслужащих безопасных для жизни и здоровья условий труда и предоставление им всех необходимых для работы технических средств (в соответствии с законодательно определенными нормативами);
  • право на предоставление для личного ознакомления должностной инструкции и других документов, регламентирующих конкретные должностные права и обязанности, показатели эффективности трудовой деятельности, способы и критерии оценки качества работы, условия профессионального роста и пр.;
  • право на отдых. Для возможности реализации этого права служащими им предоставляются выходные дни, нерабочие праздничные дни, оплачиваемые отпуска (основные и дополнительные), устанавливается допустимая продолжительность рабочего времени. Данное право разъяснено и закреплено в главе 8 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • право на оплату труда и получение иных выплат согласно нормативам, установленным законодательно, и условиям служебного контракта. Труд госслужащего определяется его денежным содержанием, состоящим из всех возможных разновидностей выплат за исполнение должностных обязанностей. Базовые выплаты включают в себя оклад согласно занимаемой должности и оклад за классный чин. Размеры данных выплат для федеральных гражданских служащих определяются соответствующим указом Президента РФ;
  • право на получение и использование согласно регламенту сведений и материалов, которые требуются для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Служащий имеет возможность подавать запрос на получение необходимых данных, использовать их в ходе служебной деятельности, применять современные средства для их хранения и обработки. Закон определяет ответственность административного характера в случае отказа должностному лицу предоставить запрашиваемую информацию;
  • право на подачу предложений о применении мер совершенствования функционирования государственного органа;
  • право на получение согласно регламенту данных, являющихся государственной тайной, в случае, когда они необходимы для исполнения служебных обязанностей.
Предлагаем ознакомиться  Почему в смакова земельный участок орест
Определение 4

Сведения, составляющие государственную тайну, представляют собой информацию, защищаемую государством, разглашение которой способно негативно повлиять на сохранение безопасности страны.

К сведениям, составляющим государственную тайну, относятся данные из таких сфер функционирования государства как: военная, разведывательная, экономическая, внешнеполитическая, оперативно-розыскная. Вопрос защиты государственной тайны регулируется Законом РФ «О государственной тайне» (№ 5485-1 от 21.07.1993 г.

  • право иметь доступ согласно регламенту в государственные органы, общественные объединения и прочие организации, если для исполнения служебных обязанностей возникает подобная необходимость;
  • права, связанные с внесением данных в личное дело служащего: изучение отзывов (оценок) о своей профессиональной деятельности и иных документов до того, как они будут внесены в личное дело; обжалование отзывов о работе, если служащий считает их неоправданными; приобщение к материалам личного дела объяснений, заявлений и прочих письменных документов и материалов; ознакомление с материалами своего личного дела и снятие их копий. В этот перечень не входит возможность требовать удаление некоторых документов из личного дела;
  • право на защиту личных сведений о служащем. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» гласит, что данные, содержащиеся в личном деле служащего и учетных документах, являются персонифицированными и конфиденциальными (в отдельных случаях имеют статус государственной тайны);
  • право на продвижение по службе. Государственный служащий имеет возможность принимать участие в конкурсе на замещение более высокой вакантной должности в независимости от текущей его должности;
  • право на повышение квалификации, переподготовку по специальности, стажировку. Реализация служащими этого права является гарантией обладания ими должного уровня профессионализма и компетенций, строго необходимых на государственной службе;
  • право стать членом профессионального союза. У гражданских служащих есть возможность создавать профсоюзы, целью функционирования которых является охрана прав и интересов (социальных, экономических, профессиональных) работников. Порядок взаимодействия государственных органов и профсоюзов закреплен законодательно и реализуется на основе соответствующих договоров и соглашений. Профсоюзы не правомочны осуществлять вмешательство в процесс выполнения государственными органами поставленных перед ними задач, проводить забастовки служащих. Все предложения профсоюзов относительно гражданской службы и функционирования государственных органов не являются обязательными для исполнения, имеют рекомендательный характер;
  • право на разбирательство служебных споров индивидуального характера.
Предлагаем ознакомиться  Права на наследство гражданской жены процедура наследования
Определение 5

Индивидуальным служебным спором называют неурегулированные разногласия между представителем нанимателя и государственным служащим (уже существующим, только поступающим на службу или ранее служившим) относительно применения правовых норм гражданской службы, положений служебного контракта.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Рассмотрение индивидуальных служебных споров осуществляет соответствующий орган по заявлению. Процедура подобных разбирательств разъяснена Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в главе 16;

  • право на производство служебной проверки сведений, порочащих честь и достоинство служащего (на основании его заявления). Уполномоченное соответствующим образом должностное лицо анализирует эти сведения, их полноту и степень значимости и принимает окончательное решение. Регламент производства служебных проверок устанавливается руководителем государственного органа или его подразделения. В большинстве случаев срок для производства служебной проверки не превышает 30 суток;
  • право на защиту своих прав и законных интересов в рамках гражданской службы, в том числе, право на обжалование в судебном порядке их нарушений. Служащий с соответствующим заявлением может обратиться в вышестоящий государственный орган или непосредственно в судебную инстанцию. Административное обжалование не влечет за собой потерю права служащим получать судебную защиту. Процедура судебной защиты установлена Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (№ 4866-1 от 27.04.1993 г.);
  • право на медицинское страхование;
  • право на охрану государством своих жизни, здоровья и собственного имущества, а также жизни и здоровья членов семьи. Служащий вправе рассчитывать на государственную защиту себя и своей семьи от насильственных действий, угроз и иных неправомочных деяний, могущих иметь место при исполнении служащим своих служебных обязанностей. Порядок реализации защитных государственных мер подлежит закреплению в специальных федеральных законах. На данный момент таковой существует и применяется относительно некоторых категорий служащих – Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (№ 45-ФЗ от 20.04.1995 г.);
  • право на получение от государства пенсионного обеспечения согласно нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (№ 166-ФЗ от 15.12.2001 г.).