Цель прохождения медкомиссии

Большинству водителей медосмотр кажется бессмысленным мероприятием, которое лишь отнимает время и деньги. Однако разобравшись, почему законодательство РФ предписывает водителю пройти медицинскую комиссию и получить медсправку, будет легче согласиться с целесообразностью этой меры.

В ст. 4 Приказа Минздрава РФ от 15.06.2015 № 344-н объясняется, в каких случаях водитель направляется на медицинское освидетельствование и как происходит получение справки по форме, установленной законодательством. Это происходит при:

  • получении водительского удостоверения (ВУ);
  • замене ВУ по истечении срока действия (в России этот срок составляет 10 лет);
  • возврате изъятого судом ВУ с истекшим сроком действия;
  • открытии очередной водительской категории;
  • трудоустройстве в качестве водителя.

Нужно отметить, что от профессионалов требуется не только медсправка для работы водителем, но и регулярное переосвидетельствование.

Предварительный медицинский осмотр

Опять же без цитат из нормативных документов нам не обойтись.

Трудовой Кодекс по медицинскому освидетельствованию я не цитировал и не цитирую сейчас, поверьте мне на слово там соответствующие нормы имеются, но мне хотелось бы быть более «приземленным» и обозначить вам наиболее короткий путь для понимания сути.

К чему здесь обозначены вредные и (или) опасные производственные факторы и работы?

А к тому что, согласно законодательству, работа по управлению транспортным средством таковой и является.

Но об этом чуть ниже.

Теперь Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н«Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств, в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, а также раннего выявления и профилактики заболеваний.Отметим, что Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Итак, предварительные осмотры проводятся на основании направления, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем. В этом документе указываются:— наименование работодателя;— форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;— наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;

Водительская медкомиссия для справки в 2020 году: периодичность прохождения

— вид медицинского осмотра (предварительный или периодический);— фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу (работника);— дата рождения лица, поступающего на работу (работника);— наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник);

— наименование должности (профессии) или вида работы;— вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.Направление выдается лицу, поступающему на работу (работнику), под подпись.

При этом работодатель обязан организовать учет выданных направлений.Завершенным осмотр считается только после осмотра лица, поступающего на работу (работника), всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных приложениями 1 и 2, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

В оформленном заключении по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра указывается его результат (медицинские противопоказания выявлены, не выявлены).Что касается соискателей, работодатель не может принять на работу в качестве водителя человека, не прошедшего предварительный медицинский осмотр, либо в результате медицинского осмотра которого врачебной комиссией выявлены какие-либо противопоказания (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Законодательная база

Все нюансы прохождения медицинского освидетельствования регулируются следующими нормативными актами:

  1. Федеральный закон № 437 от 28.12.2013 (оговаривает порядок и правила прохождения комиссии).
  2. Инструкция по приему экзаменационных аттестаций ПДД.
  3. Приказ № 302-Н Минздравсоцразвития от 12.04.2014 (перечень условий, по которым водитель не допускается к управлению ТС).
  4. Ст. 23 закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 в ред. от 03.07.2016 (перечень медицинских мероприятий для обеспечения безопасности дорожного движения).

Как следует из указанных документов, наличие справки, подтверждающей удовлетворительные результаты медкомиссии, — одно из главных условий определения пригодности гражданина к управлению автотранспортным средством.

Российское законодательство предъявляет особые требования к водителям-профессионалам. Обязательны регулярные медицинские осмотры и освидетельствования работников автотранспортного предприятия. За любые нарушения порядка проведения этих мероприятий предусматриваются штрафные санкции.

Медкомиссия для водителей

Согласно п 4. вышеупомянутого ФЗ и п.1 ст. 213 ТК РФ, обязательный периодический медосмотр водителей на предприятии проходят все, кто занимает эту должность, независимо от расстояний, преодолеваемых во время работы, и типа ТС.

Следует отметить, что это требование распространяется не только на АТП с многочисленным штатом работников, но и на индивидуальных предпринимателей, которые самостоятельно занимаются перевозками.

Если обычную медкомиссию оплачивают водители (и кандидаты в них), то, в соответствии с ч. 7 ст. 213 ТК РФ, медицинское освидетельствование водителей на предприятии финансируется из средств работодателя.

Весной 2016 года начали действовать некоторые изменения. Для того чтобы не стать невольным нарушителем закона, следует выяснить, в чем заключается суть новой медкомиссии для водителей в 2020 году.

Новый приказ регулирует процесс осуществления освидетельствования при обмене водительских прав в связи с истечением срока их действия, а также при их возврате после лишения права на управление ТС. Медсправка больше не потребуется при восстановлении утерянного документа и при смене фамилии. С июля 2016 лицензированные медучреждения начали использовать новую форму водительской справки 003 В/У.

Периодический медицинский осмотр

Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Примечание. Если работник не прошел периодический медицинский осмотр, работодатель не должен допускать его к выполнению трудовых обязанностей и обязан отстранить от работы (ст. 76 ТК РФ).

Следует отметить, что предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Периодические осмотры водителей, осуществляющих управление наземными транспортными средствами, проводятся на основании поименных списков и направления на медицинский осмотр не реже чем один раз в два года. Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно (ст. 213 ТК РФ).В Постановлении ФАС СЗО от 23.08.

Предлагаем ознакомиться  График погашения задолженности по договору образец

2010 N А66-14485/2009 отклонены доводы организации о том, что она не осуществляет перевозку грузов и пассажиров, в связи с чем водители не должны проходить медицинские осмотры (ст. 20, 23 Закона N 196-ФЗ). Как установлено судом, организация владеет автотранспортными средствами, которые используются для перевозки работников для собственных нужд предприятия и перевозки грузов.

То есть ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в процессе которой осуществляется и перевозка грузов и пассажиров по дорогам общего пользования, а сотрудники являются участниками дорожного движения. Из этого суд сделал вывод, что организация должна соблюдать требования ст.

20 и 23 Закона N 196-ФЗ о проведении медицинских осмотров водителей.Сведения о проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах работников работодатель обязан сообщать в ФСС (пп. 18 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ ). Указанные сведения отражаются работодателем в отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 24 Закона N 125-ФЗ).

Где нужно проходить

При обращении в учреждение, уполномоченное для проведения подобного рода осмотров, будущие водители должны предъявить лишь свой гражданский паспорт (иногородние прилагают документ о временной регистрации). Во время «перекомиссии» любители предоставляют свое ВУ, а профессионалы приносят еще и заключение, выданное при предыдущем осмотре.

Справка оформляется и подписывается терапевтом. Этот врач анализирует заключения осмотров других специалистов и результаты назначенных ими обследований.

Нарколог имеет право назначить проведение анализа мочи/крови водителя, чтобы исключить хронический алкоголизм и факт употребления наркотиков. А если психиатр обнаружит признаки заболеваний, при которых противопоказано управление ТС, он может инициировать психиатрическое освидетельствование.

Многие водители уже на себе испытали преимущества «облегченного» прохождения освидетельствования. По их оценкам, медкомиссия для ГИБДД и ГАИ нового образца со всеми специалистами в 2020 году обойдется примерно от 1.5 до 3 тыс. рублей в государственных поликлиниках и от 3 до 5 тыс. рублей – в частных. Если прежде посещение всех специалистов занимало несколько рабочих дней, то сегодня можно уложиться в два.

Итог прохождения комиссии — выдача справки по форме 003-В/у с медицинским заключением о его пригодности к управлению транспортным средством указанной категории.

Водители автомобилей обычно проходят следующие виды осмотров:

  • медкомиссия для ГИБДД (мероприятия, связанные с получением водительского удостоверения);
  • осмотр для допуска к осуществлению профессиональных обязанностей водителя.

Частота прохождения комиссии напрямую зависит от вида требуемого осмотра.

Вид осмотра Периодичность
Медицинское освидетельствование кандидатов в водители ТС Однократно при получении ВУ
Медицинское освидетельствование водителей ТС в связи с заменой удостоверения Каждые 10 лет
Медицинское освидетельствование водителей ТС в связи с возвратом прав При необходимости
Внеочередное медицинское освидетельствование водителей, при проведении периодического медосмотра которых выявлены признаки заболеваний, являющихся противопоказаниями или ограничениями к управлению ТС При необходимости
Предварительный медосмотр При трудоустройстве на должность водителя
Периодический медосмотр 1 раз в 2 года
Предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей-профессионалов Регулярно

Ежегодный медосмотр водителей проводится, лишь если человек:

  • не достиг 21 года (для профессионалов);
  • имеет определенные ограничения по состоянию здоровья.

Медицинская справка по образцу 003-В/У действительна в течении 12 месяцев, с момента ее выдачи. Ее обладатель вправе обращаться с ней в ГИБДД вплоть до самого последнего дня, входящего в этот срок.

Медосмотр водителей перед рейсом — совершенно иная процедура. Он был введен в отдельных ведомствах СССР еще в 1960-х годах и позволял выявить и отстранить от работы водителей, которые находились в состоянии разного рода опьянения, под воздействием лекарств, снижающих уровень реакции, были больны или просто устали.

Поскольку внедренная мера привела к снижению показателей травматизма, в 70-х годах медицинское освидетельствование водителей перед выездом стало практиковаться во всех крупных автохозяйствах. Например, благодаря проведению регулярных осмотров на транспортных предприятиях столицы в 1978 году количество ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, снизилось почти на 58%.

В то время медицинское освидетельствование водителей перед рейсом могли проводить обученные инспекторы. Однако с 1999 года оно было поручено исключительно медработникам, получившим соответствующую подготовку.

В наши дни обязанность организовать предрейсовое медицинское освидетельствование водителей возлагается на каждое юрлицо и ИП (ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Это правило не распространяется лишь на экстренные службы (полицию и Госавтоинспекцию, скорую помощь, газовиков, МЧС, пожарных и пр.).

Основанием для отстранения работника от управления ТС служат:

  • симптомы заболевания;
  • изменение нормальной частоты сердечных сокращений и артериального давления;
  • признаки опьянения.

Результаты осмотра фиксируются в журнале. Если медработник не обнаруживает отклонений, он ставит штамп в путевом листе, где указываются сведения о времени прохождения освидетельствования, а также ФИО сотрудника, ответственного за проведение процедуры.

Право выдавать справки о прохождении медкомиссии имеют государственные и частные медицинские учреждения, получившие лицензию на проведение подобного рода мероприятий. Хотя водитель может пройти медосмотр в любом из них, обращаться к наркологу и психиатру следует исключительно в государственные учреждения по месту постоянной или временной регистрации.

Стоимость услуг колеблется в зависимости от типа учреждения и места жительства. Нарколог и психиатр принимают только в районных отдельных диспансерах. Прием каждого из этих специалистов обойдется в 350–1000 рублей.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства (за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Обратите внимание! Обязательные предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей транспортных средств могут проводиться привлекаемыми медицинскими работниками. Но работодатели вправе и ввести в штат должности медработников и создать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и др.), оказывающие медицинскую помощь сотрудникам организации (п. 7 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, ч. 4 ст. 24 Закона N323-ФЗ).

Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств приведены в приложении к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32, а также в приложении 9 к Приказу Минздрава СССР N 555 .Следует отметить, что все организации и предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, вне зависимости от осуществляемых видов деятельности обязаны организовывать предрейсовые медицинские обследования (осмотры) водителей.

Данный вывод подтверждается материалами судебной практики: постановления ФАС ЗСО от 16.10.2008 N Ф04-6445/2008(14518-А75-6), ФАС ВВО от 03.06.2008 N А82-9455/2007-29, ФАС ПО от 15.01.2010 N А72-4961/2009. В практике встречается и иная позиция, согласно которой положения законодательства о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей распространяются только на организации и предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (см.

Предлагаем ознакомиться  С какой периодичностью проходят техосмотр автомобили

, например, Постановление ФАС ЦО от 23.11.2009 N А36-706/2009).Также возникает вопрос: должны ли водители проходить медицинские осмотры, если не числятся в штате организации, эксплуатирующей транспортные средства? Для ответа обратимся опять-таки к судебной практике. В Постановлении ФАС СЗО от 25.11.

2013 N А56-78601/2012 отмечено, что положения ст. 20 и 23 Закона N 196-ФЗ, касающиеся медицинских осмотров, распространяются на водителей как штатных единиц организации. Если в штате организации не предусмотрена должность водителя, то предписание о проведении медицинских осмотров лиц, допускаемых к управлению транспортными средствами, принадлежащими организации, является недействительным.

Других решений судов по данному вопросу мы не нашли, но если вы не готовы отстаивать свое мнение в суде, лучше все же организовать прохождение медосмотра даже лицами, не занимающими должности водителей, но управляющими транспортными средствами, числящимися на балансе организации.Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов, в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Прохождение водителем автомобиля указанных осмотров подтверждается отметками, которые проставляются в путевом листе. Согласно Приказу Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» сведения о водителе включают:— его фамилию, имя, отчество;

— дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) прохождения им предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.Но все ли должны проходить послерейсовый медосмотр?В Постановлении ФАС ДВО от 23.07.2013 N Ф03-3254/2013 рассмотрена следующая ситуация. По результатам внеплановой проверки выдано предписание организовать послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.

Однако организация считает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, проводить послерейсовые медицинские осмотры водителей. В ходе рассмотрения материалов дела суд указал, что если осуществляется деятельность, связанная с эксплуатацией транспортных средств, то на организацию возлагается обязанность по проведению послерейсовых медосмотров водителей.

В Постановлении ФАС ЦО от 29.04.2013 N А23-3530/2012 суд отклонил довод организации о том, что обязанность по проведению послерейсового медицинского осмотра водителей возлагается лишь на специализированные организации, основной деятельностью которых является оказание услуг по перевозкам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

У организации имеется семь автотранспортных средств, с использованием которых осуществляется перевозка сотрудников в качестве пассажиров, а также грузов для собственных нужд, с выездом данных транспортных средств на дороги общего пользования. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии у организации обязанности по проведению послерейсовых медосмотров водителей, эксплуатирующих транспортные средства, принадлежащие юридическому лицу.

Кроме того, суд указал, что положения Закона N 196-ФЗ применяются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, и применение данного закона не ставится в зависимость от вида и характера перевозок автомобильным транспортом.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как Вы понимаете чревато.

И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.

В отношении водителей следует руководствоваться и ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения».

В статье 23 этого федерального закона также говорится о том, что предрейсовые медицинские осмотры обязательны, а послерейсовые требуются только водителям транспортных средств, если их работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

И там же прописано, что обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.

И об этом еще говорится в ст. 212 ТК РФ и о том, что обязательно проведение медицинских осмотров работников предприятия, к которым также относятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей.

Кроме того, не помешает посмотреть ч. 3 статью 213 ТК РФ – где говорится о том, что отдельным категориям работников необходимо проходить обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня, в течение и в конце рабочего дня.

Причем важно заметить, что время прохождения медицинских осмотров включается в рабочее время.

Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, индивидуальный ты предприниматель или юридическое лицо.

Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, должен пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.

Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории:

  1. Водители, перевозящие людей и работающие по договору перевозки.
  2. К примеру, водитель главного бухгалтера, не должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он выполняет свои функциональные обязанности по условиям трудового договора.

    Пассажиром является человек, не член экипажа, который перевозится в автомобиле, на основании гласного или негласного договора о перевозке. Заключение этого договора подтверждается билетом.

  3. Водители, транспортирующие опасные грузы.
  4. Работник, который провел в рейсе больше одного дня, либо после последнего рейса, из учета, что в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.
  5. Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.

Проводить осмотр водителей имеет право только медицинский работник, имеющий медицинское образование и соответствующий сертификат.

При этом если это медработник является сотрудником медицинской организации, запросите лицензию на оказание данных услуг.

В случае если медработник штатный сотрудник вашей компании, то имейте в виду, что также нужно получить лицензию на проведение медицинских осмотров.

И здесь не рассматривается то, что вы выпускаете только своих сотрудников на линию, не оказывая финансовых услуг. Ознакомьтесь с п.46 статьи 12 ФЗ № 99 «»О лицензировании отдельных видов деятельности».

После того как был проведен медосмотр водителя перед выпуском на линию, необходимо оформить запись в журнале регистрации предрейсовых медосмотров.

Записываем следующее:

  • дату и время прохождения медосмотра;
  • ФИО водителя;
  • пол;
  • дату рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результате медосмотра.

Далее, ставит подпись медработник и сотрудник.

Как и все журналы на предприятии, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью.

Справка о Медосвидетельствовании водителя. Срок действия.

Если у вас до сих пор надзорный орган (УГАДН) требует контролировать наличие справок медицинского освидетельствования водителей и требует обновлять их каждый год, то знайте что это требование не законно.

А также незаконно требовать от водителей каждый год проходить медицинское освидетельствование с целью получения новой справки.

Новый закон: Приказ Минздрава №344н ничего принципиально не изменил в этом вопросе.

Нельзя путать такие понятия как медосвидетельствование водителя и медицинский осмотр водителя.

Это два разных мероприятия. И к каждому из них «подцепляется» своя нормативная база.

Прежде чем мы разберемся в этом вопросе, я процитирую вопрос который однажды ко мне поступил.

Пусть не обижается тот кто мне его задал, но исходя из постановки вопроса понятно, что в некоторых организациях полная «каша».

Более того, эту «кашу» заваривают сами надзорные органы.

Главный и короткий ответ: справки о медицинском освидетельствовании водителей контролировать не надо и требовать их обновления тоже не надо!

Теперь о Приказе Министерства здравоохранения РФ от 15 июня 2015 г. № 344н«О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)»

Многие неверно думают, что справка о медицинском освидетельствовании действует 12 месяцев, а значит ее надо менять, и требуют от водителя проходить медосвидетельствование каждый год.

Этот срок установлен не для работодателя, а для физического лица, которму необходимо получить водительское удостоверение впервые или заменить старое водительское удостоверние.

То есть смысл здесь простой, физическое лицо прошло медицинское освидетельствование получило справку и у него есть 12 месяцев, чтобы предъявить их сотрудникам ГИБДД (работодатель тут вообще не причем) для получения водительского удостоверения.

Спустя 12 месяцев, если физическое лицо промурыжилось и забыло заняться вопросом получения водительского удостоверения, то получать справку надо заново.

Именно так работает срок в 12 месяцев в данном контексте закона.

Еще раз повторю, медосвидетельствование не отностится к обязательным медицинским осмотрам, потому что это два разных мероприятия.

У нас есть отличное предложение: дистанционное обучение водителей по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Не забываем, что требование обучать — не реже одного раза в год.

Подробнее…

Логика надзорных органов проста и наивна. Они действуют следующим образом.

Именно эту фразу показывают надзорные органы когда требуют от юридического лица контролировать наличие справок о медицинском освидетельствовании.

«Юридические лица и ИП обязаны…»?

Если вы сравните с фабулой статьи 20, то вы сразу увидите разницу. Там требования, а здесь?

К кому обращена это фраза?

С таким же успехом можно сказать, что это должен делать сам УГАДН. Здесь написаны не требования, а всего лишь обозначено, что включает в себя медицинское обеспечение безопасности дорожного движения.

Также, обращаю внимание на словосочетание «кандитат в водители транспортных средств».

Кто это? А вот это и есть главная деталь которую ленятся изучить.

Опять же очень часто надзорные органы, и сами специалисты при их подаче, неверно истолковывают эту фразу.

Надзорные органы утверждают, что речь идет о кандидате на должность водителя.

Это неверно! Должность тут вообще не причем.

То есть работодатель при приеме водителя (якобы) должен от него требовать справку о медицинском освидетельствовании.

А если еще и год прошел с момента ее получения, то водитель должен (якобы) пройти медосвидетельствование при приеме на работу.

Не идите на поводу некомпетентности!

Про срок действия в 12 месяцев и для кого этот срок я уже написал выше.

Теперь о кандидате в водители транспортных средств.

Согласно ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Постановлением N 695 .

Прохождение такого освидетельствования осуществляется на добровольной основе. Если работник отказывается пройти обязательное психиатрическое освидетельствование, работодатель не может принудить его к этому. Но тогда работодатель обязан не допустить работника к исполнению трудовых обязанностей (отстранить от работы) до прохождения им такого освидетельствования (абз. 4 ч. 1 ст. 76, абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Кто несет расходы?

Статья 213 ТК РФ прямо указывает, что именно работодатель несет расходы, связанные с обязательным медицинском осмотром и психиатрическим освидетельствованием. На это указано и в п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ.Работник, оплативший осмотр самостоятельно, имеет право требовать от работодателя возмещения понесенных затрат, представив соответствующие документы.

В случае отказа работник имеет право обратиться в суд с иском о взыскании с работодателя суммы, затраченной на медицинский осмотр.Соответственно, если должность относится к категории должностей, названных в ст. 213 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить прохождение медосмотра за счет собственных средств.

В Апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 N 33-2402/2013 рассмотрен иск физического лица о взыскании расходов, понесенных в связи с прохождением предварительного медицинского осмотра. Удовлетворившим эти требования судом было установлено, что работник прошел предварительный медицинский осмотр. Значит, работодатель обязан возместить соответствующие расходы независимо от того, был ли заключен в дальнейшем трудовой договор.

В заключение еще раз отметим, что водители должны проходить следующие обязательные медицинские осмотры:— при поступлении на работу;— периодические;— предрейсовые, а в некоторых случаях и послерейсовые.Расходы на такие осмотры несет работодатель. При этом время прохождения любых осмотров водителями включается в их рабочее время.

Кроме того, отметим, что Законом N 437-ФЗ введена ст. 11.32 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров, в виде наложения административного штрафа: на граждан — в размере от 1 000 до 1 500 руб.; на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Кто не пройдет медкомиссию

Если соискатель отказывается пройти осмотр хотя бы у одного из указанных в справке врачей или не соглашается сдать необходимые анализы, терапевт не может оформить его справку. Также, согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604, медицинское заключение не может быть выдано при наличии серьезных отклонений в физическом и психическом состоянии обследуемого:

  • хронические эндокринные заболевания;
  • серьезные глазные болезни;
  • патологии конечностей;
  • регулярные припадки/потеря сознания;
  • задержка физического или умственного развития;
  • опасные для общества психические заболевания;
  • алкоголизм;
  • наркозависимость;
  • порок сердца.

Наличие перечисленных отклонений у водителя может представлять опасность для него самого, его пассажиров, а также других автомобилистов и пешеходов.