Содержание

Плательщики страховых взносов

^К началу страницы

С 1 января 2017 года все плательщики страховых взносов учитываются налоговыми органами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

При этом процедура постановки на учет (снятия с учета) в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей не претерпела значительных изменений. Так, постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем в силу специфики страховых взносов появились некоторые особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков страховых взносов.

Обязательное социальное страхование в России

Например, постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе международной организации, признаваемой плательщиком страховых взносов, осуществляется налоговым органом на основании заявления такой международной организации о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов.

Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе арбитражного управляющего, оценщика осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков.

Постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов, в качестве медиатора осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании заявления этого физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора), представляемого в любой налоговый орган по его выбору.

Налоговым кодексом Российской Федерации

обязанность по постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов

на основании заявления

не предусмотрена

для следующих категорий физических лиц, признаваемых согласно

статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации

плательщиками страховых взносов:

  • физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое нанимает работников для своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • адвокат;
  • нотариус, занимающийся частной практикой;
  • арбитражный управляющий;
  • оценщик, занимающийся частной практикой;
  • патентный поверенный, занимающийся частной практикой;
  • медиатор;
  • иное физическое лицо

Если индивидуальный предприниматель или иное физическое лицо, относящееся к указанным выше категориям, осуществляет выплаты физическим лицам (например, няне, шоферу, садовнику и т.п.) по деятельности, не связанной с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, или иной профессиональной деятельностью, то индивидуальный предприниматель (физическое лицо иных категорий) в соответствии с пунктом 7.2

статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации

может подать заявление физического лица о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов в любой налоговый орган по своему выбору.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов).

Признать общедоступными можно как все сведения, так и отдельные их виды. Свое согласие на признание сведений общедоступными налогоплательщик предоставляет по личной инициативе.

^К началу страницы

Пунктом 3.4

отдельно выделены обязанности плательщиков страховых взносов, к которым относятся:

  1. уплата страховых взносов, установленных НК РФ;
  2. ведение учета объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения;
  3. представление в налоговый орган по месту учета расчетов по страховым взносам;
  4. представление в налоговые органы документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
  5. представление в налоговые органы в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
  6. обеспечение в течение шести лет сохранности документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
  7. сообщение в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями;
  8. иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Обязательное социальное страхование в России

В статье 419 НК РФ закреплены две категории плательщиков страховых взносов:

  1. плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
    • организации
    • индивидуальные предприниматели
    • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями
  2. плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Постановка на учет медиатора осуществляется налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту его пребывания — при отсутствии у этого физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.

^К началу страницы

Расчетный период

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование

2017

— в случае, если доход плательщика не превышает 300 000 руб. — 1 МРОТ х 26% х 12 мес.
— в случае, если доход плательщика превышает 300 000 руб. — 1 МРОТ х 26% х 12 мес. 1 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 руб., но не более 8 МРОТ х 26% х 12 мес.

1 МРОТ х 5,1% х 12

2018

— в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб., — в фиксированном размере 26 545 руб.                         
— в случае, если величина дохода плетельщика превышает 300 000 руб. — в фиксированном размере 26 545 руб. 1% от суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., но не более 8х26 545 руб. = 212 360 руб.

в фиксированном размере 5 840 руб.

2019

— в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб., — в фиксированном размере 29 354 руб.    
— в случае, если величина дохода плетельщика превышает 300 000 руб. — в фиксированном размере 29 354 руб. 1% от суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., но не более 8х29 354 руб. = 234 832 руб.

в фиксированном размере 6 884 руб.

2020

— в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб., — в фиксированном размере 32 448 руб.  
— в случае, если величина дохода плетельщика превышает 300 000 руб. — в фиксированном размере 32 448 руб. 1% от суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., но не более 8х32 448 руб. = 259 584 руб.

в фиксированном размере 8 426 руб.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ) уплачивают соответствующие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется как произведение фиксированного размера, составляющего 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

Таким образом, независимо от размера доходов глава КФХ уплачивает страховые взносы в фиксированном размере без взимания 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

Обязательное социальное страхование в России

Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется за расчетный период как произведение фиксированного размера страховых взносов, составляющего 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рубля за расчетный период 2019 года, 8 426 рублей за расчетный период 2020 года, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

В случае если предпринимательская или иная профессиональная деятельность самозанятых плательщиков осуществляется не с начала расчетного периода или прекратилась до его окончания, то в этом случае сумма страховых взносов определяется пропорционально отработанным месяцам.

Для самозанятых плательщиков статьей 430 НК РФ предусматривается освобождение от уплаты страховых взносов за период:

  1. прохождения ими военной службы по призыву;
  2. ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  3. ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  4. проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  5. проживания за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  6. в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Формы и выплаты социального страхования

Граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию, это:

  • лица, которые работают по договору найма, государственные служащие, муниципальные работники;
  • члены производственных кооперативов, которые принимают непосредственное участие в развитии и деятельности предприятия;
  • священнослужители;
  • лица, которые были осуждены или привлечены к оплачиваемому трудовому времени;
  • жители без гражданства;
  • частные предприниматели, адвокаты, физические лица, которые не были признаны индивидуальными предпринимателями;
  • лица, которые были застрахованы, имеют полное право получать страховое обеспечение, но только при соблюдении всех установленных условий, которые предусмотрены законами;
  • граждане, которые работают по заключенному трудовому договору.

Формы обязательного социального страхования были определены очень давно, основные из них:

  • коллективная – это форма страхования, которая в обязательном порядке организовывается профсоюзом;
  • государственная;
  • смешанная – это особенная форма страхования, которая была основана на взаимодействии государства с профсоюзом.

Выплаты по обязательному социальному страхованию начисляются гражданам, которые работают строго по составленному трудовому договору. Они должны заключаться с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые перешли на упрощенные системы налогообложения. Работодатели могут являться плательщиками единого налога, которым облагается временный доход для отдельного вида деятельности.

Обязательное государственное социальное страхование в случае нетрудоспособности человека назначается к выплате в соответствии с общими установленными актами. В законодательных документах имеется правовой акт, который утверждает проценты начисления и коэффициенты расчета при начислении пособия.

Доходы фондов

Фонды имеют собственные бюджеты, независимые от бюджетной системы России. Поэтому они также называются внебюджетными фондами. Источник денежных средств — страховые взносы, которые предприятия (страхователи) перечисляют в соответствующие фонды. В случае дефицита бюджетов фондов недостаток средств покрывается трансфертными платежами из федерального бюджета России.

Страховые взносы не являются налогом, поскольку они возмездны, то есть возвращаются застрахованным лицам в виде социальных пособий, медицинских услуг и пенсий (при наступлении страхового случая).[источник не указан 444 дня]

Размер страховых взносов рассчитывается исходя из размеров оплаты труда работников предприятий, а также иных вознаграждений и выплат работникам предприятий. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы определяют суммы взносов в особом порядке.

Взносы не уплачиваются со следующих выплат работникам:

  • суточные — при условии, что в локальном акте организации установлен предельный размер необлагаемых взносами выплат
  • материальная помощь в любом размере:
    • в связи со смертью члена семьи (в соответствии с Гражданским кодексом РФ членами семьи считаются муж, жена, дети и родители)
    • в случае стихийного бедствия, теракта
    • в случае произошедшего у работника чрезвычайного обстоятельства (ограбление, потоп в квартире, и тому подобное), подтвержденного справкой компетентных органов (полиция, ЖЭК и так далее)
  • рождение, усыновление, удочерение детей — не более 50 000 рублей на одного ребёнка, при условии, что выплата совершена в течение первого года после наступления события
  • на любые цели 4 000 рублей на работника в год (можно выплачивать не единовременно)

Также взносы не уплачиваются со следующих расходов предприятия (страхователя):

  • при медицинском страховании работника более года:
    • взносы по договору добровольного медицинского страхования (ДМС)
    • взносы на обслуживание работников в поликлинике напрямую
  • страхование жизни работников
  • страхование вреда здоровью работников
  • платежи по негосударственному пенсионному страхованию.
  • Выплаты пособий по больничным листам
  • Выплаты пособий в связи с материнством:
    • по беременности и родам
    • при рождении ребенка
    • по уходу за ребенком до полутора лет
  • Финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха
  • Выплаты в связи с инвалидностью
  • Обеспечение заявок инвалидов на технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия
  • Расходы на поликлиники, больницы, медицинскую помощь
  • Выплаты пенсий пенсионерам

Разграничение полномочий между ФНС России и государственными внебюджетными фондами при осуществлении полномочий по администрированию страховых взносов

^К началу страницы

обязательное социальное страхование

С 2017 года налоговые органы осуществляют полномочия по:

  • контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с положениями НК РФ;
  • приему от плательщиков страховых взносов расчетов по страховым взносам, начиная с представления расчета по страховым взносам за отчетный период — 1 квартал 2017 года;
  • осуществлению зачета/возврата сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 1 января 2017 г., по решениям ПФР и ФСС;
  • предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам;
  • взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС.

У ПФР и ФСС России сохранены полномочия по:

  • приему от плательщиков страховых взносов расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года;
  • контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года (камеральные и выездные проверки);
  • приему заявлений от плательщиков страховых взносов о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов за отчетные периоды до 1 января 2017 года, принятию решений по данным заявлениям и направлению указанных решений в налоговые органы для исполнения.

Кроме того, за ПФР закреплены функции по ведению индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а ФСС РФ остается администратором страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и, учитывая сохранение «зачетного» механизма в системе обязательного социального страхования, за ФСС РФ сохранены полномочия по проведению проверок правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и сообщению об итогах данных проверок в налоговые органы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Начисление страховых взносов — расчёт сумм страховых взносов, которые нужно уплатить в фонды. Начислением страховых взносов занимается бухгалтерия предприятия (страхователя). Страховые взносы уплачиваются в фонды в день выдачи зарплаты, но не позднее 15 числа месяца следующего за расчетным.

Предлагаем ознакомиться  Страхование имущества позволяет

Администрирование — это отслеживание правильности исчисления и своевременной уплаты страховых взносов в фонды, приём отчетности от предприятий (страхователей), учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам. Администрированием занимаются два фонда:

  • Фонд социального страхования (ФСС) — администрирует страховые взносы на
    • обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности или в связи с материнством
    • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Пенсионный фонд России (ПФР) — администрирует страховые взносы на
    • обязательное пенсионное страхование
      • страховая часть
      • накопительная часть
    • обязательное медицинское страхование
      • в ФФОМС — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
      • в ТФОМС — Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Объект обложения страховыми взносами

^К началу страницы

В соответствии со статьей 420 НК РФ для плательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и т.п.):

  1. в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
  2. по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
  3. по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Для плательщиков физических лиц, производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателя, адвокатам, нотариусам и т.п.).

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, а в случае, если величина дохода такого плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, объектом обложения страховыми взносами также признается его доход.

Отчетность по страховым взносам

^К началу страницы

Форма расчета по страховым взносам утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2016 № 44141).

Плательщики, производящие выплаты в пользу физических лиц, представляют расчет по страховым взносам ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам ежегодно до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (впервые расчет по страховым взносам должен быть представлен в срок до 30 января 2018 года).

Расчет по страховым взносам состоит из титульного листа и трех разделов с приложениями.

Раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» включает расчет сумм страховых взносов, сведения о расходах плательщика по обязательному социальному страхованию, а также условия применения пониженных тарифов, и заполняется нарастающим итогом с начала года.

Раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов глав крестьянских (фермерских) хозяйств» содержит расчет сумм страховых взносов за главу и членов КФХ. Данный раздел заполняется только за расчетный период.

формы обязательного социального страхования

Раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» содержит сведения о начисленных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному лицу и заполняется за последние три месяца расчетного (отчетного).

Разделы 1 и 3 заполняются плательщиками страховых взносов, которые производят выплаты физическим лицам.

Раздел 2 заполняется плательщиками страховых взносов – главами КФХ.

В случае, если главы крестьянских (фермерских) хозяйств как имеющие, так и не имеющие членов КФХ:

  • не осуществляют наем работников, то ими представляется расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту учета до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом с указанием кода места представления «124», при этом заполняется раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) – на членов КФХ, включая главу;
  •  осуществляют выплаты наемным работникам, то ими представляется расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту учета, в сроки установленные для плательщиков-работодателей, — не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным периодом), то за отчетные периоды первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года в расчете по страховым взносам указывается код места представления «120», при этом заполняется раздел 1 с приложениями и раздел 3 (с идентификацией физических лиц) на наемных работников, а за расчетный период календарный год в Расчете указывается код места представления «124», при этом заполняется раздел 1 с приложениями, раздел 3 (с идентификацией физических лиц) на наемных работников, а также раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) – на членов КФХ, включая главу.

Когда глава КФХ в течение расчетного (отчетного) периода прекращает осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, после внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, у него возникает обязанность представить в налоговые органы расчет по страховым взносам.

Плательщики и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, превышает 25 человек, представляют расчеты по страховым взносам в электронной форме по ТКС.

Если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, 25 и менее человек, то расчет по страховым взносам может быть представлен как в бумажном, так и в электронном виде.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Для устранения плательщиком выявленных в расчете по страховым взносам несоответствий законодателем отведен пятидневный срок (для плательщиков, отчитывающихся в электронной форме) и десятидневный срок (если плательщик представляет отчетность на бумаге).

В случае, если указанный срок будет соблюден, датой представления указанного расчета будет считаться дата первоначального расчета.

Следует отметить, что у плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов и иных занимающихся частной практикой лиц), за исключением глав КФХ, обязанность по заполнению и представлению расчета по страховым взносам отсутствует.

Если в представляемом организацией расчете по страховым взносам сведения по каждому физическому лицу содержат ошибки в суммовых показателях, либо суммовые показатели по всем физическим лицам не соответствуют суммовым показателям в целом по плательщику, а также если в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.

Во избежание представления расчетов по страховым взносам с ошибками, препятствующими его принятию, плательщикам страховых взносов необходимо удостовериться в том, что расчет по страховым взносам соответствует требованиям, установленным контролями показателей формы расчета в соответствии с письмом ФНС России от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@.

Предприятия (страхователи) ежеквартально сдают отчётность в фонды. Если на предприятии работает больше 50 сотрудников, то отчётность в обязательном порядке сдаётся в электронном виде с электронной цифровой подписью через Интернет.

  • В ФСС сдаётся отчёт «4-ФСС» не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом. То есть на составление и сдачу отчётности даётся 15 дней. В этом отчёте отображается информация о начисленных и уплаченных взносах, о выплаченных пособиях, оставшейся задолженности.
  • В ПФР сдаются отчёт «РСВ-1» и «Персонифицированная отчетность» не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчётным кварталом. То есть на составление и сдачу отчетности даётся полтора месяца. В отчёте «РСВ-1» отображается информация о начисленных и уплаченных страховых взносах, оставшейся задолженности. В «Персонифицированной отчетности» на каждого сотрудника подаётся следующая информация:
    • фамилия, имя, отчество
    • страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС)
    • почтовый адрес (для ежегодного информирования о состоянии индивидуального лицевого счета)
    • стаж
    • размеры страховой и накопительной части взносов в ПФР.

Отчетность в ФНС

Начиная с 2017 года, в ИФНС нужно каждый квартал сдавать расчет по страховым взносам. Расчет подается в срок не позднее 30-го числа месяца, следующего квартала. Таким образом, в 2020 году его необходимо сдать:

  • за 2019 год – не позднее 30 января 2020 года;
  • за 1 квартал 2020 года – не позднее 30 апреля 2020 года;
  • за полугодие 2020 года – не позднее 30 июля 2020 года;
  • за 9 месяцев 2020 года – не позднее 30 октября 2020 года;
  • за 2020 год – не позднее 1 февраля 2021 года.

Отчетность в ПФР

Ежемесячно в Пенсионный фонд нужно сдавать отчет по форме СЗВ-М, в котором содержатся сведения о работающих пенсионерах. Срок сдачи отчета – не позднее 15 числа следующего месяца.

Также, начиная с 1 января 2017 года была введена новая отчетность по форме СЗВ-СТАЖ, в которой отражаются сведения о страховом стаже застрахованных работников. Этот отчет нужно подавать в ПФР каждый год, в срок не позднее 1 марта следующего года.

Отчетность в ФСС

Каждый квартал в Фонд социального страхования необходимо сдавать расчет по форме 4-ФСС. Начиная с 1 января 2017 года, в расчете 4-ФСС нужно отражать только сведения по травматизму и профзаболеваниям.

В 2020 году срок сдачи отчетности в ФСС зависит от ее формы:

  • В электронной – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
  • В бумажной – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

выплаты по обязательному социальному страхованию

Обратите внимание! С 2020 года страхователи, у которых
среднесписочная численность работников
более 10 человек, обязаны подавать отчетность в электронном виде. Это относится к расчету по страховым взносам (РСВ), а также формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Такие пояснения даются в письме ФНС РФ от 15.11.2019 N БС-4-11/23242@.

По факту же это означает, что всем компаниям и ИП, у кого более 10 сотрудников, придется переходить на электронную форму подачи отчетности. Изменения внесены законом от 29.09.19 № 325-ФЗ и вступают в силу с 1 января 2020 года. То есть за 2019 год отчетность нужно подавать в электронной форме, подписав ее квалифицированной электронной подписью (КЭП).

База для исчисления страховых взносов

Страховые взносы в ФНС и ФСС необходимо перечислять ежемесячно не позднее 15-го числа следующего месяца. Если последний день совпадает с выходным или праздником, то окончательный срок уплаты взносов переносится на ближайший рабочий день.

Оплата взносов на пенсионное страхование

В 2020 году все платежи на пенсионное страхование должны быть сделаны одним платежным поручением с применением КБК 182 1 02 02010 06 1010 160. Остальные платежные реквизиты ИФНС необходимые для оплаты вы можете узнать при помощи этого сервиса.

Оплата взносов на медицинское страхование

В 2019 году код бюджетной классификации для перечисления страховых взносов на медицинское страхование 182 1 02 02101 08 1013 160. Остальные платежные реквизиты ИФНС необходимые для оплаты вы можете узнать при помощи этого сервиса.

Оплата взносов на социальное страхование

Перечисление страховых взносов осуществляется на два вида обязательного социального страхования:

  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФНС РФ;
  • от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС.

Величина страховых взносов по временной нетрудоспособности составляет 2,9% от зарплаты, но может меняться в зависимости от применяемой льготы (см. таблицу выше).

Размер страховых взносов от несчастных случаев составляет от 0,2 до 8,5% в зависимости от того к какому классу профессионального риска относится основной вид вашей деятельности.

В 2019 году коды бюджетной классификации для перечисления страховых взносов на социальное страхование не изменились:

  • КБК 182 1 02 02090 07 1010 160. (в случае временной нетрудоспособности);
  • КБК 393 1 02 02050 07 1000 160. (от несчастных случаев на производстве).

Остальные платежные реквизиты вы можете узнать, обратившись в территориальное отделение ФСС и налоговую инспекцию по месту учета.

Примечание: страховые взносы необходимо уплачивать и указывать в отчетности в рублях и копейках.

^К началу страницы

База для исчисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (например, пособия, компенсации, материальная помощь и др.).

При этом база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица по истечении каждого календарного месяца с начала расчетного периода нарастающим итогом.

База для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и база для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством имеет предельную величину, после которой страховые взносы не взимаются.
Исключение составляют страховые взносы, уплачиваемые основной категорией плательщиков при применении тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22 %, в этом случае страховыми взносами также облагаются выплаты сверх установленной предельной величины базы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10 % сверх указанной величины.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года исходя из роста средней заработной платы в Российской Федерации.

в 2017 году — 1,9;

в 2018 году — 2,0;

в 2019 году — 2,1;

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

в 2020 году — 2,2;

в 2021 году — 2,3.

^К началу страницы

Плательщики-работодатели ежемесячно производят исчисление и уплату страховых взносов. Срок уплаты страховых взносов не позднее 15-го следующего календарного месяца, в котором произведены выплаты в пользу физических лиц.

Сумма страховых взносов определяется в рублях и копейках и исчисляется отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

обязательное государственное социальное страхование

Кроме того, с 1 января 2017 года сохраняется зачетный принцип расходования средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В связи с этим после 1 января 2017 года плательщик может уменьшить сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.

При этом если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю ФСС в этом периоде) превысит общую сумму исчисленных страховых взносов по данному виду страхования, то с 1 января 2017 года полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению ФСС в установленном порядке.

Предлагаем ознакомиться  Социальное страхование проводится

Следует отметить, что проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством закреплены за ФСС. Для проведения указанных проверок данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения направляются налоговым органом в ФСС.

С 1 января 2017 года уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями, имеющими обособленные подразделения, по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, за исключением организаций, имеющих обособленные подразделения за рубежом (в этом случае уплата страховых взносов и представление отчетности происходит централизовано по месту нахождения головной организации).

В связи со сменой администратора страховых взносов с 2017 г. изменились коды бюджетной классификации для перечисления страховых взносов.

Тарифы страховых взносов за работников в 2020 году

^К началу страницы

Для основной категории плательщиков страховых взносов установлен тариф страховых взносов в размере 30 % (22 % — на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 2,9 % — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах взносооблагаемой базы и 5,1 % на обязательное медицинское страхование). Кроме того, сверх вышеупомянутой величины базы для исчисления страховых взносов уплачиваются страховые взносы в ПФР исходя из тарифа 10 %.

Тарифы (в %)

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Страховые взносы на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС)

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ {amp}lt;*{amp}gt;

В отношении остальных выплат

В пределах установленной предельной величины базы

22%

1,8%

2,9%

5,1% {amp}lt;**{amp}gt;

Свыше установленной предельной величины базы

10%

X

X

Для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов.

Порядок и условия применения пониженных тарифов страховых взносов установлены статьей 427 НК РФ.

Пониженные тарифы по ОПС, ОСС, ОМС для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2019 год

Категория плательщиков

Обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством (ОСС)

Обязательное медицинской страхование (ОМС)

в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц

в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу граждан РФ

в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу {amp}lt;*{amp}gt; иностранных граждан; лиц без гражданства временно пребывающих в РФ

в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц

   

0,0%

0,0%

Хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности

20,0%

2,9%

1,8%

5,1% {amp}lt;**{amp}gt;

Российские организации, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ

8, 0%

2,0%

1,8%

4% {amp}lt;**{amp}gt;

Организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне

20%

2,9%

1,8%

5,1% {amp}lt;**{amp}gt;

Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов

0%

0,0%

0,0%

Некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством РФ порядке, применяющих УСНО и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).

20, 0%

0,0%

0,0%

Благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке и применяющих УСНО

20, 0%

0,0%

0,0%

Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»

либо участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

14, 0%

0,0%

0,0%

Организации и индивидуальные предприниматели, получившие статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

6, 0%

1,5%

0,1% {amp}lt;**{amp}gt;

Организации и индивидуальные предприниматели, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»

6, 0%

1,5%

0,1% {amp}lt;**{amp}gt;

Организации и индивидуальные предприниматели, получившие статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»

6, 0%

1,5%

0,1% {amp}lt;**{amp}gt;

Организации, включенные в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»

Российские организации, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции независимо от вида договора и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции. Под анимационной аудиовизуальной продукцией понимается фильм, состоящий из специально созданных и двигающихся на экране рисованных или объемно-кукольных образов и объектов, создаваемых в том числе с использованием компьютерной графики.

6, 0%

6,0%

1,5%

1,5%

0,1% {amp}lt;**{amp}gt;

0,1%{amp}lt;**{amp}gt;

{amp}lt;*{amp}gt; За исключением иностранцев, признанных высококвалифицированными работниками.
{amp}lt; **{amp}gt; Для исчисления страховых взносов на ОМС предельная величина базы не устанавливается, соответственно страховой тариф взимается с полной суммы выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.

Что касается дополнительных тарифов страховых взносов, то в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), установлен дополнительный тариф страховых взносов на ОПС в размере 9 %.

В отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, (например, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца и других полезных ископаемых, на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью в текстильной промышленности и др.), установлен дополнительный тариф страховых взносов на ОПС в размере 6%.

Однако в случае, если у плательщика-работодателя проведена специальная оценка условий и рабочие места по результатам такой специальной оценки признаны вредными и (или) опасными, то взамен вышеуказанных тарифов плательщики в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда применяются дифференцированные размеры дополнительных тарифов.

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8%

Вредный

3.4

7%

3.3

6%

3.2

4%

3.1

2%

Допустимый

2

0%

Оптимальный

1

0%

Тарифы взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников составят:

  • в отношении выплат в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации — 14 %;
  • в отношении выплат в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий — горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин – 6,7 %.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

^К началу страницы

Плательщики-работодатели ежемесячно производят исчисление и уплату страховых взносов. Срок уплаты страховых взносов не позднее 15-го следующего календарного месяца, в котором произведены выплаты в пользу физических лиц.

Сумма страховых взносов определяется в рублях и копейках и исчисляется отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Кроме того, с 1 января 2017 года сохраняется зачетный принцип расходования средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В связи с этим после 1 января 2017 года плательщик может уменьшить сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.

При этом если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю ФСС в этом периоде) превысит общую сумму исчисленных страховых взносов по данному виду страхования, то с 1 января 2017 года полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению ФСС в установленном порядке.

Следует отметить, что проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством закреплены за ФСС. Для проведения указанных проверок данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения направляются налоговым органом в ФСС.

С 1 января 2017 года уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями, имеющими обособленные подразделения, по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, за исключением организаций, имеющих обособленные подразделения за рубежом (в этом случае уплата страховых взносов и представление отчетности происходит централизовано по месту нахождения головной организации).

В связи со сменой администратора страховых взносов с 2017 г. изменились коды бюджетной классификации для перечисления страховых взносов.

Размер страховых взносов для самозанятой категории плательщиков

^К началу страницы

Расчетный период

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование

2017

— в случае, если доход плательщика не превышает 300 000 руб. — 1 МРОТ х 26% х 12 мес.
— в случае, если доход плательщика превышает 300 000 руб. — 1 МРОТ х 26% х 12 мес. 1 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 руб., но не более 8 МРОТ х 26% х 12 мес.

1 МРОТ х 5,1% х 12

2018

— в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб., — в фиксированном размере 26 545 руб.                         
— в случае, если величина дохода плетельщика превышает 300 000 руб. — в фиксированном размере 26 545 руб. 1% от суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., но не более 8х26 545 руб. = 212 360 руб.

в фиксированном размере 5 840 руб.

2019

— в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб., — в фиксированном размере 29 354 руб.    
— в случае, если величина дохода плетельщика превышает 300 000 руб. — в фиксированном размере 29 354 руб. 1% от суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., но не более 8х29 354 руб. = 234 832 руб.

в фиксированном размере 6 884 руб.

2020

— в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб., — в фиксированном размере 32 448 руб.  
— в случае, если величина дохода плетельщика превышает 300 000 руб. — в фиксированном размере 32 448 руб. 1% от суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб., но не более 8х32 448 руб. = 259 584 руб.

в фиксированном размере 8 426 руб.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ) уплачивают соответствующие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется как произведение фиксированного размера, составляющего 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

Таким образом, независимо от размера доходов глава КФХ уплачивает страховые взносы в фиксированном размере без взимания 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется за расчетный период как произведение фиксированного размера страховых взносов, составляющего 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рубля за расчетный период 2019 года, 8 426 рублей за расчетный период 2020 года, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

В случае если предпринимательская или иная профессиональная деятельность самозанятых плательщиков осуществляется не с начала расчетного периода или прекратилась до его окончания, то в этом случае сумма страховых взносов определяется пропорционально отработанным месяцам.

Для самозанятых плательщиков статьей 430 НК РФ предусматривается освобождение от уплаты страховых взносов за период:

  1. прохождения ими военной службы по призыву;
  2. ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  3. ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  4. проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  5. проживания за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  6. в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Вместе с тем в НК РФ закреплена норма о том, что в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов самозанятыми плательщиками в установленный срок (31 декабря текущего календарного года — для фиксированного платежа и 1 июля года, следующего за расчетным – для 1 % с сумм дохода свыше 300 000 рублей) налоговый орган в установленном порядке определяет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет недоимку по страховым взносам и взыскивает ее в установленном порядке.

Предлагаем ознакомиться  Подключение газа в квартире после отключения

Представление отчетности

^К началу страницы

Форма расчета по страховым взносам утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2016 № 44141).

Плательщики, производящие выплаты в пользу физических лиц, представляют расчет по страховым взносам ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам ежегодно до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (впервые расчет по страховым взносам должен быть представлен в срок до 30 января 2018 года).

Расчет по страховым взносам состоит из титульного листа и трех разделов с приложениями.

Раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» включает расчет сумм страховых взносов, сведения о расходах плательщика по обязательному социальному страхованию, а также условия применения пониженных тарифов, и заполняется нарастающим итогом с начала года.

Раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов глав крестьянских (фермерских) хозяйств» содержит расчет сумм страховых взносов за главу и членов КФХ. Данный раздел заполняется только за расчетный период.

Раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» содержит сведения о начисленных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному лицу и заполняется за последние три месяца расчетного (отчетного).

Разделы 1 и 3 заполняются плательщиками страховых взносов, которые производят выплаты физическим лицам.

Раздел 2 заполняется плательщиками страховых взносов – главами КФХ.

В случае, если главы крестьянских (фермерских) хозяйств как имеющие, так и не имеющие членов КФХ:

  • не осуществляют наем работников, то ими представляется расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту учета до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом с указанием кода места представления «124», при этом заполняется раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) – на членов КФХ, включая главу;
  •  осуществляют выплаты наемным работникам, то ими представляется расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту учета, в сроки установленные для плательщиков-работодателей, — не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным периодом), то за отчетные периоды первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года в расчете по страховым взносам указывается код места представления «120», при этом заполняется раздел 1 с приложениями и раздел 3 (с идентификацией физических лиц) на наемных работников, а за расчетный период календарный год в Расчете указывается код места представления «124», при этом заполняется раздел 1 с приложениями, раздел 3 (с идентификацией физических лиц) на наемных работников, а также раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) – на членов КФХ, включая главу.

Когда глава КФХ в течение расчетного (отчетного) периода прекращает осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, после внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, у него возникает обязанность представить в налоговые органы расчет по страховым взносам.

Плательщики и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, превышает 25 человек, представляют расчеты по страховым взносам в электронной форме по ТКС.

Если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, 25 и менее человек, то расчет по страховым взносам может быть представлен как в бумажном, так и в электронном виде.

Для устранения плательщиком выявленных в расчете по страховым взносам несоответствий законодателем отведен пятидневный срок (для плательщиков, отчитывающихся в электронной форме) и десятидневный срок (если плательщик представляет отчетность на бумаге).

В случае, если указанный срок будет соблюден, датой представления указанного расчета будет считаться дата первоначального расчета.

Следует отметить, что у плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов и иных занимающихся частной практикой лиц), за исключением глав КФХ, обязанность по заполнению и представлению расчета по страховым взносам отсутствует.

Если в представляемом организацией расчете по страховым взносам сведения по каждому физическому лицу содержат ошибки в суммовых показателях, либо суммовые показатели по всем физическим лицам не соответствуют суммовым показателям в целом по плательщику, а также если в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.

Во избежание представления расчетов по страховым взносам с ошибками, препятствующими его принятию, плательщикам страховых взносов необходимо удостовериться в том, что расчет по страховым взносам соответствует требованиям, установленным контролями показателей формы расчета в соответствии с письмом ФНС России от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@.

Проверка корректности СНИЛС

^К началу страницы

Федеральная налоговая служба для проверки правильности заполнения плательщиками в расчете по страховым взносам значения поля «СНИЛС» в целях исключения представления в налоговый орган недостоверных (некорректных) персональных данных застрахованных лиц размещает алгоритм формирования контрольного числа страхового номера индивидуального лицевого счета (далее – СНИЛС)(проверка правильности контрольной суммы).
Контрольное число СНИЛС рассчитывается следующим образом:

  • каждая цифра СНИЛС умножается на номер своей позиции (позиции отсчитываются с конца);
  • полученные произведения суммируются;
  • последние две цифры остатка являются контрольным числом и не должны превышать значение 100

Пример:

Указанный СНИЛС – 112-233-445 95

Проверяем правильность контрольного числа:

цифры номера

1

1

2

2

3

3

4

4

5

номер позиции

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1*9 1*8 2*7 2*6 3*5 3*4 4*3 4*2 5*1=95

Контрольное число = 95-указано верно

Некоторые частные случаи:

  • 99/!101!=99
  • 100/!101!=00
  • 101/!101!=00
  • 102/!101!=01

Проверка корректности СНИЛС

^К началу страницы

Федеральная налоговая служба для проверки правильности заполнения плательщиками в расчете по страховым взносам значения поля «СНИЛС» в целях исключения представления в налоговый орган недостоверных (некорректных) персональных данных застрахованных лиц размещает алгоритм формирования контрольного числа страхового номера индивидуального лицевого счета (далее – СНИЛС)(проверка правильности контрольной суммы).
Контрольное число СНИЛС рассчитывается следующим образом:

  • каждая цифра СНИЛС умножается на номер своей позиции (позиции отсчитываются с конца);
  • полученные произведения суммируются;
  • последние две цифры остатка являются контрольным числом и не должны превышать значение 100

Пример:

Указанный СНИЛС – 112-233-445 95

Проверяем правильность контрольного числа:

цифры номера

1

1

2

2

3

3

4

4

5

номер позиции

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1*9 1*8 2*7 2*6 3*5 3*4 4*3 4*2 5*1=95

Контрольное число = 95-указано верно

Некоторые частные случаи:

  • 99/!101!=99
  • 100/!101!=00
  • 101/!101!=00
  • 102/!101!=01

Принцип действия

Обязательное социальное страхование – это неотъемлемая часть государственной структуры, которая необходима для полной защиты социально-незащищенных граждан. Специфика работы такой системы осуществляется при помощи законодательной базы страхования работающих граждан. Они защищаются от возможного изменения порядка материального и социального положения.

Обязательное социальное страхование касается беременных женщин, рожениц, а также семей, в которых не стало кормильца. Представленному виду защиты подлежат престарелые граждане, люди, которым необходима медицинская помощь, санаторное лечение.

Включает в себя следующие отдельные виды обязательного социального страхования:

  • оплата медицинским учреждениям всех необходимых статей расходов, которые были связаны с предоставлением застрахованному лицу медикаментозного лечения и помощи;
  • выплата пенсии по старости;
  • выплата пенсий по инвалидности;
  • пенсия, которая выдается в случае потери одного из кормильцев;
  • пособия по случаю временной нетрудоспособности;
  • отчисления, которые получены по причине получения производственного несчастного случая — сюда относятся полученные профессиональные заболевания, оплата дополнительных расходов, которые были осуществлены на медицинскую и профессиональную реабилитацию;
  • выплата пособий по беременности и родам;
  • выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 3-х лет;
  • многие другие виды обеспечения, которые были специально остановлены при помощи составления федерального закона «Про конкретные виды обязательного социального страхования»;
  • единовременные пособия для женщин, которые встали на учет в медицинские учреждения на ранних сроках беременности;
  • единовременные пособия, которые выплачиваются после рождения ребенка;
  • социальное пособие на погребение человека.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Обязательное социальное страхование – это форма социальной защиты, которая направлена на экономически активных жителей Российской Федерации. Оно способно защитить их от получения разнообразных рисков, которые связаны с потерей основного места работы, деятельности, доходов и трудоспособности. Особенность социального страхования – это финансирование граждан из специального внебюджетного фонда, который формируется при помощи специально предназначенных внебюджетных взносов работодателей и работников.

Система социального страхования была построена по принципу нежесткой эквивалентности. Сегодня существует фиксированная обязанность всех страховых выплат, которые зависят от общей величины страхового и трудового вкладов. Организация социального страхования в области рыночной экономики базируется на таких главных принципах:

  1. Обязательное и добровольное социальное страхование.
  2. Заключение договора на партнерство между государством, работодателем и работником.
  3. Компенсирование потерь, которые направлены на личные доходы, а также трудоспособность граждан.
  4. Формирование и использование целевого внебюджетного фонда.
  5. Сообщения о государственном регулировании страховой деятельности.

Взносы на обязательное социальное страхование являются основными источниками поступлений денежных средств в разнообразные бюджетные фонды. Они поступают благодаря системе обязательного страхования.

Что касается плательщиков, то обязанность выплачивать страховые взносы касается страхователей:

  1. Которые производят отчисления, выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Это могут быть частные организации, ИП, физические лица, признанные индивидуальными предпринимателями.
  2. Которые занимаются практикой частной и не производят выплаты, а также другие вознаграждения для физических лиц.

Все расчеты производятся в начале отчетного периода и делаются сразу за последние несколько месяцев. Для правильного расчета необходимо взять данные по начислению страхового взноса страхователем за предыдущие отчетные периоды. В таком деле нет необходимости принимать ко вниманию учет расходов территориальных органов Фонда за все взятые прошедшие расчетные периоды.

Преимущества такого страхования заключается в получении помощи для экономически активного населения, которое будет осуществлять всю необходимую трудовую деятельность на основании всех заключенных трудовых договоров. Они должны подписываться между работодателем и работниками.

обязательное социальное страхование работников

На территории Российской Федерации обязательное социальное страхование было введено в качестве дополнительной формы социальной защиты для работающего населения. В случае утраты трудоспособности, основного места работы, потери кормильца расходы по обязательному социальному страхованию берет на себя государство.

Субъекты страхования

Субъекты обязательного социального страхования – это партнеры или участники отношений, которые приравниваются к страхованию. В жизни любого человека могут возникнуть ситуации, которые подразумевают под собой необходимость получения от государства материальной и финансовой помощи. Субъекты страхования – это работодатели, страховые компании, застрахованные граждане, а также многие другие органы, компании, организации, предприниматели и граждане. Они определяются при помощи соответствия федеральному закону, в котором учитывается и вид страхования.

Страхователи представляют собой определенные организации, которые имеют любую организационно-правовую форму. Сюда можно отнести граждан, которые имеют определенные обязательства, соответствующие федеральным законам. В таком случае обязательное социальное страхование осуществляется в виде страховых взносов, которые в первую очередь устанавливаются при помощи действующего законодательства.

Разновидности

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Система социального обязательного страхования на всей территории страны имеет несколько основных блоков. Их можно классифицировать по определенным критериям. Стоит отметить, что социальные страхования людей в России разделяют на добровольное и обязательное. В свою очередь обязательное профессиональное социальное страхование делится на медицинское, страхование от производственных несчастных случаев, а также пенсионное страхование.

Каждый отдельный раздел должен обязательно регулироваться государственными органами.

Система обязательного социального страхования поможет максимально правильно регулировать работу всех медицинских учреждений. Также она предоставит возможности для правильной деятельности пенсионных организаций и фондов. Закон «Об обязательном социальном страховании» гарантирует гражданам полную финансовую безопасность, если они ранее были застрахованы самостоятельно или работодателем.

Каждый человек вправе добровольно застраховать собственное здоровье, а также свою жизнь по месту работу. Можно отметить, что добровольное страхование только сейчас становится популярным. Молодежь и люди среднего возраста задумываются над вопросами выплат в случае наступления несчастного случая. К сожалению, такой вид страхования распространен среди тех, кто имеет хороший доход и готов вложить средства в собственное здоровье и жизнь. Обычный рабочий класс в целях экономии средств не страхует свое здоровье и жизнь, о чем в период наступления страхового случая жалеет.

Виды обязательного социального страхования бывают разными. Но основные направлены на защиту социально незащищенных слоев населения, работников производств, пенсионеров, временно нетрудоспособных.

В комплексе обязательное социальное страхование на производстве (все его виды) способно обеспечить надежную защиту государства для всех своих граждан. Но такую деятельность должны обязательно контролировать все компетентные органы, принимающие участие в проверке документации и начислений.

Важность и необходимость страхования материнства

Обязательное социальное страхование материнства является системой, которая в полной мере гарантирует полное обеспечение всех застрахованных лиц. В таком случае им будут выплачены все необходимые пособия и установленные компенсации, которые осуществляются при помощи счета страховых взносов. Сумма материнского пособия рассчитывается по определенной формуле, фонды страхования видят все взносы на обязательное социальное страхование от работодателя. Исходя из этих данных, производится расчет начислений.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию материнства осуществляется при помощи выплат застрахованным лицам. Это могут быть:

  • пособия на период ухода в отпуск по беременности и на роды;
  • единовременное пособие для женщин, которые встали на учет к специалисту на ранних сроках беременности;
  • единовременное пособие, которое выплачивается при рождении ребенка;
  • пособия, предназначенные для выплаты в период отпуска по уходу за маленьким ребенком.

Пособия могут быть выплачены при необходимости получения санаторного или курортного лечения. Также сюда можно отнести оздоровление детей.

Страхование сотрудников

Обязательное социальное страхование работников регламентируется статьей 212 конституционного кодекса России.

Работодатели обязуются обеспечить своим подчиненным социальное страхование от возможных производственных несчастных случаев.

Также представленный вид страхования может применяться в случае возникновения профессионального заболевания.

На основании статьи под номером 5 Закона «Об обязательном страховании на производстве и получении профессиональных заболеваний», получать выплаты могут:

  1. Физические лица, выполняющие свои обязанности на основании заключенного контракта, трудового договора со страхователем.
  2. Лица, которые были осуждены к лишению свободы на определенный срок или привлеченные к труду страхователями.
  3. Физические лица, которые выполняют работу на основании гражданского или правового договора. Именно они подлежат страхованию от полученных всевозможных несчастных случаев во время рабочего времени. Также сюда можно отнести профессиональные заболевания, которые указываются в соответствующих договорах. При наступлении такого страхового случая страхователь обязуется полностью уплачивать страховщику все необходимые взносы.

Если здоровью или жизни граждан на производстве был причинен вред, то страхователь имеет возможность воспользоваться статьей 6 181Федерального Закона «Об основах обязательного социального страхования». В таком случае необходимо полностью обеспечить инвалидов начислением и выплатой, а лица, которые виновны в таком деянии, должны понести ответственность.

Выводы

Подведя итоги, можно с уверенностью сказать, что огромное количество людей, нуждающихся в социальном страховании, обязательно получит его, если обратится в соответствующие инстанции. Многие должны задуматься над тем, что они теряют, работая на предприятии не официально. Социальная защита граждан осуществляется специалистами государственных инстанций круглогодично. Человек, нуждающийся в социальной защите, имея официальное трудоустройство, гарантировано получит выплату при страховом случае.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Рассчитывая выплату, сотрудник соцстраха учитывает все отчисления, сделанные работодателем за весь период работы сотрудника, наемного рабочего. Исходя из этой суммы, в случае необходимости человеку компенсируют лечение или оздоровление. Если нанесен вред здоровью на рабочем месте, работодатель самостоятельно рассчитает отчисления и в срок сдаст отчет в местное управление социального страхования.