В чём дело?

Итак, представим исходные данные в виде большого несоответствия самого принципа ОСАГО и практической работы этого вида страхования.

Самая главная проблема в нашем вопросе заключается в том, что при расчёте возмещения при страховом случае страховщик обязан производить расчёт по Единой методике, которая предусматривает износ деталей и запчастей при таком расчёте. Это значит, что чем старше ваш автомобиль, тем меньше вам выплатят, так как в ДТП повредились не новые детали, а бывшие в употреблении.

Получается двоякая ситуация, и её решение поставит в невыгодное положение одну из сторон страхового случая:

  • страховую компанию, если убрать учёт износа из расчёта вовсе и обязать страховые выплачивать полную стоимость деталей всегда,
  • потерпевшего, если оставить всё как есть – именно так и было до важного события весной 2017 года, о чём мы и укажем чуть ниже,
  • виновника, если именно он должен будет платить разницу между тем, что насчитала страховая, и тем, сколько реально стоит восстановление машины потерпевшего.

Постановление КС

Именно последний пункт и был выбран Конституционным судом весной 2017 года. Почему-то данное представительство власти, не учтя судебную практику до этого, где судьи практически в один голос утверждали о том, что логика заключается в том, что потерпевший не найдёт на рынке б/у деталей и запчастей на своё авто, а купит только новые, постановило, что платить недостающую сумму после ОСАГО обязан виновник ДТП.

Представим всё это немного проще в виде логической цепочки:

  1. до марта 2017 года потерпевшему возмещение считали с учётом износа, выплачивали меньше, чем стоит восстановление машины по рыночным ценам, на этом и расходились, потерпевший оставался недовольным, остальные – счастливы,
  2. в дату-пик Конституционный суд признал такое положение дел не соответствующим Конституции России по части нарушенного права потерпевшего, ведь ОСАГО для того и существует, чтобы страховая платила за ущерб, а не недоплачивала на законных основаниях,
  3. но единую методику расчёта по части износа менять не стали, а свалили всё на виновника – законодатели нашли решение в статье 1072 Гражданского кодекса РФ, где прямо говорится (лаконично): «не хватило денег, виновник платит!»,
  4. в конечном итоге и по состоянию на 2020 год действует судебная практика, когда износ взыскивается с виновника напрямую.

Логично, что у владельцев страховых полисов возникло резонное сомнение – зачем же тогда нужна страховка, если выплачивает всё равно причинитель вреда?!

Предлагаем ознакомиться  Граждане банкротятся! Число банкротств выросло в 1,5 раза в России, на Урале - в 1,8 раз.

КАСКО и ОСАГО: суброгация и регрессия

Можно столкнуться с такой ситуацией: вы стали виновным в ДТП, но у вас и у пострадавшего был полис ОСАГО, а может быть, у пострадавшего даже был полис КАСКО. Его машина была отремонтирована по страховке, претензий к вам больше нет. Вы спокойно живете, а в один прекрасный день получаете извещение, что страховая компания подала иск. И, к сожалению, это вряд ли окажется «какой-то ошибкой».

Платит ли виновник ДТП страховой компании? В каком случае это может произойти?

Наиболее распространенный в юридической практике пример, о котором наслышаны многие, — взыскание с виновника разницы сумм, если размер ущерба превышает размер гарантированной страховки. В этом варианте, скорее всего, у виновного не возникнет вопросов или возражений, почему деньги должен платить он. Но есть и другие законные основания страховой компании обязать виновника ДТП возместить выплаченную компенсацию.

Позвоните нам, и мы займемся решением вашей проблемы уже сегодня: 8 (800) 200-11-08

По закону взыскать средства с виновника ДТП страховая компания может как в случае выплаты страховки по КАСКО, так и по ОСАГО. Но законные основания для этого будут разные.

  1. КАСКО. Страховщик может реализовать свое право на суброгацию, т.е. право требовать с виновника ДТП возместить сумму, которая была выплачена пострадавшему по страховке. Помните, что взыскана может быть только фактически уплаченная пострадавшему на момент подачи иска сумма. Если возмещение производилось по вашему полису ОСАГО, то не может быть речи о каком-то возмещении на основе факта наличия договора КАСКО у потерпевшего.
  2. ОСАГО. Даже по договору ОСАГО страховая компания может обязать виновника ДТП самостоятельно выплачивать ущерб пострадавшему, а точнее взыскать с виновника уже выплаченную компенсацию, реализовав свое право на регресс. Но для подачи регрессивного иска должны быть веские основания, прописанные в законе. Например, алкогольное опьянение виновника или отсутствие у него прав.
Предлагаем ознакомиться  ЗоЗПП РФ 2019 с Комментариями. Новая редакция Закона о Защите Прав Потребителей Российской Федерации с последними изменениями и поправками

Игнорировать иск от страховой компании ни в коем случае нельзя. Но, прежде чем как-то реагировать на ситуацию, следует разобраться, насколько требования правомерны и законны. Для возможности реализация права на регресс или суброгацию должны соблюдаться определенные правила, иметься определенные основания.

Платит ли виновник ДТП страховой компании?

Самый простой и очевидный ответ на данный вопрос – чтобы заплатить меньше. Максимальный износ, согласно Единой методике, составляет 50% (если автомобиль старше 5 лет). Получается, в случае аварии по вашей вине страховая покроет по меньшей мере половину ущерба, оплатив возмещение невиновному водителю.

Отвечает ли это чётко на наш вопрос о том, зачем ОСАГО, когда страховая покрывает 50% убытка, а остальное платит виновный? Не совсем, даже учитывая тот факт, что большинство ДТП «стоят» дороже цены полиса страховки. Давайте объясним на статистике.

  • На начало года в России подсчитали 43 миллиона автомобилей,
  • Официальная статистика ДТП, зарегистрированных в ГИБДД, за последний год – около 160 тысяч.

Поделив первое число на последнее, получаем, что каждый 268 автомобиль попадает в аварию раз в год, или каждый автомобиль в среднем попадает в ДТП раз в 268 лет.

Теперь возьмём среднюю стоимость полиса ОСАГО – по данным ЦБ, она составляет 5800 рублей за тот же период.

Таким образом, водитель, в среднем заплатив 268 раз за страховку, попадёт в ДТП 1 раз. При этом, вероятность вины будет 50/50, то есть страховой случай с виновностью водителя будет уже не 1 к 268, а 1 к 536. Таким образом, общая страховая сумма, которая бы набралась у автолюбителя за весь этот период, составила бы 3 108 000 рублей.

Таким образом, из несложного расчёта получаем, что каждое ДТП среднестатистического водителя в России располагает суммой более чем 3 миллиона рублей, оплаченных в качестве страховой премии компаниям. А, так как очень редкий ущерб может быть оценён на такую сумму, получаем, что практически всегда владелец транспортного средства платит за ОСАГО больше, чем получает от ДТП, причём, в десятки раз.

Из всего этого напрашивается простой вывод – убыточность ОСАГО, как заявляют страховщики – не совсем правда. Как раз водители на данном рынке терпят наибольший убыток. А ответ на вопрос о том, для чего покупать полис ОСАГО, если дешевле самому платить при виновности в ДТП, да ещё и доплачивать то, что на законных основаниях отказалась платить страховая компания, очевиден… Потому что закон обязывает это делать – автогражданка в нашей стране обязательна.

Но есть всё же и здравый смысл во всём этом. При ущербе от ДТП, к примеру, в 300 тысяч рублей, далеко не каждый водитель без полиса сможет осилить заплатить всю эту сумму потерпевшему от его вины в этой аварии. Почему? Потому что никто не будет откладывать стоимость страховки ежегодно, а даже если будет, деньги быстро обесцениваются. И вот зачем нужен ОСАГО – чтобы на такие случаи покрывать хотя бы часть (а то и всю сумму) оплаченной премии.

Но есть ещё один плюс!

Заключается он в сложившейся практике возмещения ущерба. Да, в официальном справочнике запчастей и компонентом автомобилей цены занижены. Но даже на фоне этого нередко выплаты происходят соразмерно ущербу, благодаря различным мелочам: потерпевший не всё чинит, что повредилось, ставит не оригинальные или б/у запчасти.

Предлагаем ознакомиться  Порядок установления виновника дтп

И получается, что многие случаи возмещения ущерба от ДТП охватывают реальную стоимость восстановления машины. А, так как судебная практика 2020 года требует от потерпевшего при требовании с виновника денег за разницу по износу подтверждения реальных затрат на ремонт, а не просто оценки по экспертизе, то получаем, что нередко с виновника и требовать нечего – всё уже покрыла страховая.

Почему виновник должен возмещать без износа, если машина не новая?!

Это очень распространённый вопрос у возмущённых виновников ДТП и чаще всего застигнутых врасплох требованием потерпевшего о взыскании выплаты без учёта износа.

А ведь логично: авто не новое, страховая посчитала и запчасти с деталями как за не новые, так пусть потерпевший и ставит б/у детали, а не требует как за новые!

Но, к сожалению для виновника, судебная практика сложилась и здесь в сторону потерпевших. Потому что логичен и тот факт, что искать б/у запчасти и детали потерпевшему не очень-то разумно… По крайней мере, так считают судьи, цитату одного из них и приведём здесь.