Съемка в общественных местах – закон
Сегодня, когда почти у каждого человека есть под рукой смартфон с камерой, записать на видео происходящее вокруг можно без особого труда. Но случаются ситуации, когда процессу активно препятствуют посторонние лица, мотивируя отказ тем, что существует закон о запрете видеосъемки. Или гражданин попадает в объектив камеры, не дав на то согласия.
Любительская видеосъемка является предметом многочисленных и весьма жарких дискуссий, особенно, если речь идет о видео с участием должностных лиц. Вызывает споры и наличие видеокамер в общественных местах.
Кого и когда можно снять на видео? Как регулируется процесс видеосъемки? Можно ли наказать тех, кто сделал видеоролик с участием постороннего лица без его разрешения? Подробнее в статье.
Ситуация такова, что в российском законодательстве нет самостоятельного акта, посвященного запрету на видеосъемку. Пребывая в людных местах, граждане должны осознавать, что они могут оказаться в объективе видеокамеры каждую секунду, и это не будет считаться нарушением их права на частную жизнь.
Но то, что закон о запрете видеосъемки без согласия или ее разрешение не оформлены отдельно, не означает, что в законодательном своде нет других инструментов для регламента этого процесса.
На текущий момент операторы-любители или фотографы могут прибегать к статье 29 Конституции РФ, в которой сказано, что каждое лицо может изготавливать и добывать информацию с помощью подручных средств в любых местах массового скопления людей.
Еще одним актом, регулирующим положения о видеосъемке в местах публичного пользования, можно считать Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» N 149-ФЗ (27.07.2006). Последняя редакция данного закона была произведена 25.11.2017. В п. 1 ст.
7 закона указано, что информация, не имеющая ограничения к их доступу, имеет статус общедоступной. Это, как подчеркивается в пункте 2, дает право любым лицам свободно использовать такие сведения, соблюдая соответствующие ограничения.
Препятствие съемке и непосредственно физическая агрессия по отношению к ее инициатору будут восприняты как нарушение правопорядка.
Случаются ситуации, когда рядовые граждане пытаются запечатлеть на видео сотрудников государственных служб. В частности, мотивом может быть превышение служебных полномочий, некорректное поведение, нарушение прав гражданского лица или любые другие причины.
Часто рядовые граждане опасаются того, что за действия такого рода они сами могут привлекаться к ответственности. Однако реального повода для опасений нет: установлено, что должностное лицо не может препятствовать видеосъемке с его участием в месте общественного пользования.
Применение силы к лицу, проводящему съемку, считается самоуправством и может быть зафиксировано как административное правонарушение в соответствии со статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации АП.
К тому же, если инициатор пытался запечатлеть совершение должностным лицом какого-либо правонарушения, то препятствие видеосъемке может рассматриваться как незаконное вмешательство в ход следствия.
Этот тезис отображен в ст. 3 ФЗ 273 «О противодействии коррупции».
Еще одним законодательным актом, подтверждающим право граждан проводить видеосъемку должностных лиц при исполнении, можно считать Указ Президента РФ №2234 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (31.12.1993). Согласно п.
Закон подтверждает, что представители данных служб не могут возражать против записывания аудио-, фото- и видеоматериалов водителями и пассажирами автомобилей и пешеходами.
Любой гражданин, посещающий публичные места, может быть запечатлен на камерах наблюдения или в ходе другого съемочного процесса. Его личное согласие на это не требуется.
Конституция РФ разрешает проведение съемки в местах общественного назначения, будь то любительская или профессиональная видеосъемка. Выступать авторами видео могут как представители СМИ, так и обычные граждане (закон о СМИ здесь:).
Нельзя считать нарушением права на частную жизнь видео- и фотоматериалы, полученные в ходе съемки в публичных местах. Автор съемки, изготовивший и опубликовавший фото или видео без разрешения запечатленных на них лиц, не понесет ответственность перед лицом закона.
К нему не будут применены меры закона и в том случае, если съемка проводилась в целях причинить моральный ущерб лицу, запечатленном на видео. Доказать последнее будет крайне трудно.
Не накладывается вето на съемку в учреждениях культурного назначения и посещающих их лиц, если она не проводится с целью получения коммерческой выгоды. Фотографирование и видеосъемка несовершеннолетних в общественном месте не являются запрещенными законом.
Воспрещение на проведение видеосъемки оформлено в Гражданском кодексе РФ (18.12.2006). Статья Федерального закона под номером 230 включает ст. 152.
1, имеющую название «Охрана изображения человека».
данной части описывает невозможность использования видео для собственных целей или с целью получения выгоды, если запечатленные на нем лица не дали свое согласие в письменном виде.
Не возбраняется видеосъемка физических лиц в следующих ситуациях:
- Создание видео было инициировано с подачи и в целях интересов государства;
- Упомянутое видео – часть блока новостей;
- съемка велась с целью освещения стороннего события, и запечатленный на нем человек попал в кадр по стечению обстоятельств;
- является частью съемочного процесса массовых акций и мероприятий;
- материал относится к съемке сотрудников службы полиции, которые находились при исполнении служебных обязанностей.
съемка в общественных местах проводится повсеместно, за исключением следующих объектов:
- Место заседания суда. Учреждения, относящиеся к пенитенциарной системе (исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы);
- Закрытые заседания Государственной Думы;
- Объекты военного и стратегического назначения;
- Пункты таможенного оформления и пункты пограничного контроля, находящиеся на расстоянии до 5 км от границы (приказ ФСБ от 10.09.2002). Подробности про закон ФСБ можно прочесть по ссылке:
Если после запроса, адресованного официальным уполномоченным лицам, выдается соответствующее разрешение, то видеосъемка может быть проведена.
Установленного законом официального наказания, накладываемого на лицо, проводящее видеосъемку в общественном месте, не существует. Сбор информации в публичных местах, отведенных под посещение большим количеством людей, не признается вмешательством в личную жизнь третьих лиц. Но ограничения есть.
Если содержание изготовленного видео несет негативный характер, порочащий заснятого человека, последний вправе потребовать изъять видеоматериал из обращения и публичного доступа. Применить к автору видео уголовное наказание (на основе ст. 138 УК РФ) реально в той ситуации, если успешно доказана корыстная и злонамеренная цель сбора информации о запечатленном на видео субъекте.
Жалобу можно адресовать в ближайшее отделение полиции на основе официального заявления.
В нынешние времена развитых технологий нет человека, не увековеченного в фото- и видеоматериалах. Граждане запечатлевают личные памятные события при помощи видеосъёмки, снимаются в музыкальных клипах и кино. Если видеосъёмка производится на добровольных началах, этот процесс приятен и увлекателен. Но граждане оказываются под прицелом камер и не по собственной воле.
Случается, что человек попадает в кадр не желая этого, а в ряде случаев и не подозревает о видеосъёмке. Чаще всего это происходит в общественных местах. Закон гласит, что претензии к оператору будут не обоснованы на основании статьи 29 Конституции РФ.
В соответствии с указанной статьёй, гражданин обладает правом использовать любые средства для добычи и производства информации. В том числе, ему дозволенно снимать любые материалы в общедоступных местах.
Препятствовать непосредственно процессу видеосъёмки, угрожать оператору и, тем более, предпринимать физическое воздействие на него — закон не позволяет.
Полицейские, военные, чиновники бывают категорически против видеосъёмки. По закону, права на подобный запрет у них нет. Должностных лиц, находящихся при исполнении, фотографировать и снимать на видео можно беспрепятственно.
Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии коррупции», принятого 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, что в рамках антикоррупционной кампании, деятельность государственных и районных управленческих организаций должна быть прозрачной и открытой.
Закон гласит, что должностное лицо, препятствующее видеосъёмке, будет привлечено к административной ответственности.
Если посредством видеосъёмки запечатлелось должностное преступление данного сотрудника ( например, получение или дача взятки) или ещё каким — либо способом нарушал закон, его противодействия оператору в будущем будут расценены как препятствующие следствию.
Любой человек по закону имеет абсолютное право вести видеосъёмку, наблюдая за представителями органов государственной власти, федеральных органов, членов партии и должностных лиц, когда те находятся при исполнении.
Действовать таким образом гражданин может как в личных, так и в общественных интересах. Законное право скреплено пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года №2234, не потерявшего актуальность и в наше время.
Согласно постановлениям Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», представители государственных органов (МВД, спецназ) не имеют право отказать в информативном доступе к своей деятельности и налагать запрет на видеосъёмку.