Съемка в общественных местах – закон

Сегодня, когда почти у каждого человека есть под рукой смартфон с камерой, записать на видео происходящее вокруг можно без особого труда. Но случаются ситуации, когда процессу активно препятствуют посторонние лица, мотивируя отказ тем, что существует закон о запрете видеосъемки. Или гражданин попадает в объектив камеры, не дав на то согласия.

Любительская видеосъемка является предметом многочисленных и весьма жарких дискуссий, особенно, если речь идет о видео с участием должностных лиц. Вызывает споры и наличие видеокамер в общественных местах.

Кого и когда можно снять на видео? Как регулируется процесс видеосъемки? Можно ли наказать тех, кто сделал видеоролик с участием постороннего лица без его разрешения? Подробнее в статье.

Ситуация такова, что в российском законодательстве нет самостоятельного акта, посвященного запрету на видеосъемку. Пребывая в людных местах, граждане должны осознавать, что они могут оказаться в объективе видеокамеры каждую секунду, и это не будет считаться нарушением их права на частную жизнь.

Но то, что закон о запрете видеосъемки без согласия или ее разрешение не оформлены отдельно, не означает, что в законодательном своде нет других инструментов для регламента этого процесса.

На текущий момент операторы-любители или фотографы могут прибегать к статье 29 Конституции РФ, в которой сказано, что каждое лицо может изготавливать и добывать информацию с помощью подручных средств в любых местах массового скопления людей.

Еще одним актом, регулирующим положения о видеосъемке в местах публичного пользования, можно считать Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» N 149-ФЗ (27.07.2006). Последняя редакция данного закона была произведена 25.11.2017. В п. 1 ст.

7 закона указано, что информация, не имеющая ограничения к их доступу, имеет статус общедоступной. Это, как подчеркивается в пункте 2, дает право любым лицам свободно использовать такие сведения, соблюдая соответствующие ограничения.

Препятствие съемке и непосредственно физическая агрессия по отношению к ее инициатору будут восприняты как нарушение правопорядка.

Съемка в общественных местах закон. Закон о видеосъемке в общественных местах

Случаются ситуации, когда рядовые граждане пытаются запечатлеть на видео сотрудников государственных служб. В частности, мотивом может быть превышение служебных полномочий, некорректное поведение, нарушение прав гражданского лица или любые другие причины.

Предлагаем ознакомиться  Характеристика на ревизора для награждения

Часто рядовые граждане опасаются того, что за действия такого рода они сами могут привлекаться к ответственности. Однако реального повода для опасений нет: установлено, что должностное лицо не может препятствовать видеосъемке с его участием в месте общественного пользования.

Применение силы к лицу, проводящему съемку, считается самоуправством и может быть зафиксировано как административное правонарушение в соответствии со статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации АП.

К тому же, если инициатор пытался запечатлеть совершение должностным лицом какого-либо правонарушения, то препятствие видеосъемке может рассматриваться как незаконное вмешательство в ход следствия.

Этот тезис отображен в ст. 3 ФЗ 273 «О противодействии коррупции».

Еще одним законодательным актом, подтверждающим право граждан проводить видеосъемку должностных лиц при исполнении, можно считать Указ Президента РФ №2234 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (31.12.1993). Согласно п.

Закон подтверждает, что представители данных служб не могут возражать против записывания аудио-, фото- и видеоматериалов водителями и пассажирами автомобилей и пешеходами.

Любой гражданин, посещающий публичные места, может быть запечатлен на камерах наблюдения или в ходе другого съемочного процесса. Его личное согласие на это не требуется.

Конституция РФ разрешает проведение съемки в местах общественного назначения, будь то любительская или профессиональная видеосъемка. Выступать авторами видео могут как представители СМИ, так и обычные граждане (закон о СМИ здесь:).

Нельзя считать нарушением права на частную жизнь видео- и фотоматериалы, полученные в ходе съемки в публичных местах. Автор съемки, изготовивший и опубликовавший фото или видео без разрешения запечатленных на них лиц, не понесет ответственность перед лицом закона.

К нему не будут применены меры закона и в том случае, если съемка проводилась в целях причинить моральный ущерб лицу, запечатленном на видео. Доказать последнее будет крайне трудно.

Не накладывается вето на съемку в учреждениях культурного назначения и посещающих их лиц, если она не проводится с целью получения коммерческой выгоды. Фотографирование и видеосъемка несовершеннолетних в общественном месте не являются запрещенными законом.

Воспрещение на проведение видеосъемки оформлено в Гражданском кодексе РФ (18.12.2006). Статья Федерального закона под номером 230 включает ст. 152.

Предлагаем ознакомиться  Среднестатистический возраст при разводе

1, имеющую название «Охрана изображения человека».

данной части описывает невозможность использования видео для собственных целей или с целью получения выгоды, если запечатленные на нем лица не дали свое согласие в письменном виде.

Не возбраняется видеосъемка физических лиц в следующих ситуациях:

  • Создание видео было инициировано с подачи и в целях интересов государства;
  • Упомянутое видео – часть блока новостей;
  • съемка велась с целью освещения стороннего события, и запечатленный на нем человек попал в кадр по стечению обстоятельств;
  • является частью съемочного процесса массовых акций и мероприятий;
  • материал относится к съемке сотрудников службы полиции, которые находились при исполнении служебных обязанностей.

съемка в общественных местах проводится повсеместно, за исключением следующих объектов:

  • Место заседания суда. Учреждения, относящиеся к пенитенциарной системе (исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы);
  • Закрытые заседания Государственной Думы;
  • Объекты военного и стратегического назначения;
  • Пункты таможенного оформления и пункты пограничного контроля, находящиеся на расстоянии до 5 км от границы (приказ ФСБ от 10.09.2002). Подробности про закон ФСБ можно прочесть по ссылке:

Если после запроса, адресованного официальным уполномоченным лицам, выдается соответствующее разрешение, то видеосъемка может быть проведена.

Установленного законом официального наказания, накладываемого на лицо, проводящее видеосъемку в общественном месте, не существует. Сбор информации в публичных местах, отведенных под посещение большим количеством людей, не признается вмешательством в личную жизнь третьих лиц. Но ограничения есть.

Если содержание изготовленного видео несет негативный характер, порочащий заснятого человека, последний вправе потребовать изъять видеоматериал из обращения и публичного доступа. Применить к автору видео уголовное наказание (на основе ст. 138 УК РФ) реально в той ситуации, если успешно доказана корыстная и злонамеренная цель сбора информации о запечатленном на видео субъекте.

Жалобу можно адресовать в ближайшее отделение полиции на основе официального заявления.

В нынешние времена развитых технологий нет человека, не увековеченного в фото- и видеоматериалах. Граждане запечатлевают личные памятные события при помощи видеосъёмки, снимаются в музыкальных клипах и кино. Если видеосъёмка производится на добровольных началах, этот процесс приятен и увлекателен. Но граждане оказываются под прицелом камер и не по собственной воле.

Случается, что человек попадает в кадр не желая этого, а в ряде случаев и не подозревает о видеосъёмке. Чаще всего это происходит в общественных местах. Закон гласит, что претензии к оператору будут не обоснованы на основании статьи 29 Конституции РФ.

Предлагаем ознакомиться  Сколько можно сидеть в декрете

В соответствии с указанной статьёй, гражданин обладает правом использовать любые средства для добычи и производства информации. В том числе, ему дозволенно снимать любые материалы в общедоступных местах.

Препятствовать непосредственно процессу видеосъёмки, угрожать оператору и, тем более, предпринимать физическое воздействие на него — закон не позволяет.

Полицейские, военные, чиновники бывают категорически против видеосъёмки. По закону, права на подобный запрет у них нет. Должностных лиц, находящихся при исполнении, фотографировать и снимать на видео можно беспрепятственно.

Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии коррупции», принятого 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, что в рамках антикоррупционной кампании, деятельность государственных и районных управленческих организаций должна быть прозрачной и открытой.

Закон гласит, что должностное лицо, препятствующее видеосъёмке, будет привлечено к административной ответственности.

Если посредством видеосъёмки запечатлелось должностное преступление данного сотрудника ( например, получение или дача взятки) или ещё каким — либо способом нарушал закон, его противодействия оператору в будущем будут расценены как препятствующие следствию.

Любой человек по закону имеет абсолютное право вести видеосъёмку, наблюдая за представителями органов государственной власти, федеральных органов, членов партии и должностных лиц, когда те находятся при исполнении.

Действовать таким образом гражданин может как в личных, так и в общественных интересах. Законное право скреплено пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года №2234, не потерявшего актуальность и в наше время.

Согласно постановлениям Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», представители государственных органов (МВД, спецназ) не имеют право отказать в информативном доступе к своей деятельности и налагать запрет на видеосъёмку.